Танки на просторах мира

Сегодняшняя фоторубрика будет посвящена танкам, подбитым и уничтоженным в ближневосточных конфликтах с участием Ирака на рубеже ХХ и ХХI веков, а именно в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. 

1. Брошенный у обочины дороги Т-55. Крупным планом виден 100-мм выстрел ЗУОФ10 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ32, предназначенный для поражения живой силы, огневых позиций артиллерии, минометов и других огневых средств противника, а также для разрушения сооружений полевого типа и проволочных заграждений. Рядом на земле лежит часть пулеметной ленты калибра 12,7-мм.

2. Использовавшийся как неподвижная огневая точка танк Т-62, принадлежавший 3-й танковой дивизии Ирака, район авиабазы Али эль-Салем, апрель 1991. Закопанную в капонир машину позже занесло песком, ранее танк укрывался маскировочной сетью.

3. Еще одна 62-ка, использовавшаяся для ведения огня с защищенной позиции. В результате последовавшего за пожаром взрыва боеукладки башню отбросило за пределы танка. Машина имеет дополнительный внешний топливный бак в кормовой части.

4. Брошенный танк Т-55, наехавший (скорее всего по ошибке водителя) на бетонный бордюр шоссе Басра-Кувейт, участок дорога вблизи кувейтской столицы, 1991 год. Еще  немного и машина почти б села  на «брюхо».

5. Сгоревший танк Т-55, заехавший за небольшую земляную насыпь, которая очевидно машину ни отчего спасти не могла.

Как вы могли заметить из фотоснимков, поражение танков во многих случаях, а в особенности таких узлов как топливные баки или двигатель, приводит к их возгоранию.

Танки семейства Т-54/55 имели про­тивопожарную уrлекислотную установку полуавтоматическоrо и автоматическоrо типов (в зависимости от модификаций), состоящую из нескольких многолитровых баллонов со смесью, трубопроводов, соединяющих баллоны с боевым и силовым отделениями, 6-8 термодатчиков, релейного блока, дистанционной кнопки или автомата,  и соответственно 8-15 распылителей.

Однако всю про­тивопожарную систему обученный экипаж должен поддерживать в работоспособном состоянии, первоочередно иметь заполненные огнетушащей смесью баллоны. В иных случаях, некорректная работа системы или особенно ее отсутствие, приводит к следующему:

6. Остовы двух иракских танков Т-62, уничтоженных в ходе операции «Буря в пустыне», февраль 1991 года.

7. Обнаруженая в 2003 году на окраине города Басра бывшей немецкой САУ 15cm sFH 135/1 auf Lorraine Schlepper(f). Так вот, этот третий экземпляр, из всех сохранившихся в мире до наших дней, был разобран местными жителями на металлолом. Остальные две машины выставлены в танковом музее в Абердине (США) и в Эль-Аламейне.

Обнаруженн в 2003 году на окраине города Басра бывшей немецкой САУ 15cm sFH 135/1 auf Lorraine Schlepper(f). Так вот, этот третий экземпляр, из всех сохранившихся в мире до наших дней, был разобран местными жителями на металлолом. Остальные две машины выставлены в танковом музее в Абердине (США) и в Эль-Аламейне.

На последних фотоснимках, сделанных еще при «жизни» САУ, уже полностью отсутствуют бронелисты рубки, частично снята обшивка корпуса.

Напомню, данная САУ была создана путем установки немецкой 150-мм гаубицы sFH13 на шасси трофейного французского тягача-транспортера Lorraine 37L/38L. Эта 15 cm schwere feldhaubitze 1913 (15-сантиметровая тяжелая полевая гаубица образца 1913 года) успела повоевать еще в Первую Мировую. После ее окончания часть орудий была передана Нидерландам и Бельгии в качестве репараций. Тем не менее, несколько сотен остались у Германии. С приходом к власти Гитлера была начата разработка новой гаубицы того же калибра, а саму 15 cm sFH 13 отправили на склады. Гаубица имела ствол длиной в 14 калибров, что в сочетании с большим калибром позволяло вести огонь на дистанции до 8600 метров. Установленная на родном лафете система наведения орудия обеспечивала склонение ствола до -4° и возвышение до +45°. Причиной выбора именно этой гаубицы стало большое количество сохранившихся на складах экземпляров. Отправлять их на Восточный фронт посчитали нецелесообразным, поэтому использовали для создания экспериментально-боевой самоходки.

На этом сегодня моя рубрика подошла к завершению. Благодарю вас за внимание, и до новых встреч.