Идеальный текст для чтения по диагонали: пособие по написанию

10.02.2018

Вы уверены, что ваш текст будут читать?

ВНИМАНИЕ! Речь в статье идёт только о текстах, которые точно не будут читать полностью. А ещё это моё личное мнение. И я не утверждаю, что это единственно верная точка зрения.

Только начнёшь читать статью, а уже замечаешь, что давно прочитал, перечитал и пошёл по другим страницам сайта. И сразу хочется писать так же для своего блога или своих клиентов.

Ваш текст глазами пользователя
Ваш текст глазами пользователя

Мы не будем разбирать, как добиться такого результата (по крайней мере, в этой статье). Лучше поговорим о том, что делать, если вам не повезло – из текста вырывают куски, пробегая по нему взглядом.

В каких случаях текст читают не до конца

Все куда-то спешат, и мало кто успевает. Поэтому люди на всём экономят время:

  • Развивают скорочтение, чтобы можно было быстрее прочитать посты в пабликах.
  • Делают перерывы на работу между проверкой почты и бесцельным сёрфингом.
  • Абстрагируются от всех раздражителей, чтобы посмотреть все ролики на YouTube, не отвлекаясь на работу.
  • Иногда они даже ускоряют эти ролики в 1.5 или даже 2 раза!

Люди тратят столько времени впустую, что по-настоящему важные дела приходится делать быстро. Но есть и другая причина, почему читают не до конца – читателю важно узнать только один или два момента из всей статьи. Особенно часто такое происходит с текстами, которые отвечают на конкретные вопросы:

  • «Как создать папку?»;
  • «Как поменять аватарку в ВК?»;
  • «Кто изобрёл порох?»;
  • «Что такое format c:»;
  • «Как приготовить пиццу?» и так далее.

Люди просто находят взглядом ответ на изначальный вопрос и уходят со страницы. В повседневной жизни им вряд ли понадобится информация о том, при каких условиях изобретался порох, какие параметры есть у команды «FORMAT» и то, как наличие аватарки влияет на ранжирование страницы.

И это ещё не говоря о бессмысленных вступлениях и воде – они не несут никакой важной информации, а потому раздражают.

Что нужно делать, чтобы текст был понятен при чтении по диагонали

Во-первых, разделите текст на абзацы и придумайте подзаголовки. Давайте подзаголовкам названия, из которых можно понять, о чём идёт речь в определённой части статьи.

Было
Достаньте топор для своей каши
Скоро сказка сказывается...

Стало
Ингредиенты
Как тип жёсткого диска влияет на скорость

И следите за тем, чтобы содержание фрагмента соответствовало подзаголовку.

Во-вторых, выделяйте важные места: полужирный, курсив и выделение цветом (если есть возможность).

Играйте с форматированием. Только знайте меру – вы же не хотите, чтобы текст стал похож на лоскутное одеяло.

Также помните о критической информации – её нужно оформлять так, чтобы невозможно было неправильно понять.

Было
Добавлять кунжут можно в какие-нибудь булочки, а в это блюдо его ставить нельзя ни в коем случае.

Стало
Ни в коем случае не добавляйте кунжут – это испортит блюдо.

В первом случае предложение могут не дочитать, то есть добавят кунжут. Во втором с самого начала предложения понятно, что делать это нельзя.

В-третьих, располагайте важные моменты рядом с главным ответом. Допустим, вы пишите статью о команде «format c:». У вас есть такой фрагмент:

Как выполнить команду format c:
Нажмите win (кнопка пуск) + R, в появившемся поле введите «cmd» и нажмите Enter – откроется консоль. Введите «format c:», нажмите «Enter». Затем нажмите «Y».

Подумайте, что важного можно добавить в этот фрагмент. Может, стоит упомянуть о том, что произойдёт? Команда, конечно, полезная, но многие не знают, для чего она нужна. Поэтому тролли предлагают решать с её помощью разные проблемы.

Я бы добавил такое предупреждение:

ВАЖНО: эта команда удалит все файлы с вашего системного диска, включая саму систему. То есть вам придётся переустанавливать Windows.

Возможно, кого-то это убережёт. Да даже если нет, ваши руки будут чисты – вы не только предупредили читателей, но и сделали всё, чтобы предупреждение прочли.

Что делать, чтобы тексты читали полностью

К сожалению, не всегда можно заставить кого-то читать ваш текст. Но не расстраивайтесь – это зависит не от вас.

Однако пара вариантов всё-таки есть:

  • Делайте статьи короче. Лонгриды, конечно, интересны. Но если тема не нуждается в таком раскрытии, то лучше писать коротенькие заметки.
  • Попробуйте зацепить читателя. Может у вас интересный стиль, а может цепляющие подзаголовки.

Длинные статьи пишут для того, чтобы пользователь проводил как можно больше времени на странице. То есть, чтобы поисковые системы увидели хорошие поведенческие факторы. Но вам всё равно придётся смириться с тем, что статью полностью читать не будут. Так зачем обманывать себя?

Лучше пишите так, как хочет читатель – лаконично и максимально конкретно. Это сделает аудиторию лояльнее, потому что она запомнит, что ей не пришлось искать нужную информацию в простынях текста.

Напоследок

Можно устроить холивар о том, как нужно писать. Но как часто вы сами читаете статьи полностью? Да, есть такие, которые хочется читать. Но мы ведь не о них говорили, а о конкретной категории статей.

Это моё мнение по этому вопросу. Я его не насаждаю, а вы можете оспорить. И если вы сможете убедительно это сделать, я исправлю статью и упомяну ваше имя и вставлю ссылку на ваш сайт или аккаунт в социальных сетях.

И да, идея для статьи пришла мне в голову, когда с девушкой готовили. Мы часто смотрим рецепты в интернете, но никогда их толком не читаем – только кусками. И тогда я подумал, что если бы в тексте упоминался ингредиент, который нельзя добавлять, мы бы даже не заметили.