Басни российского небосклона: Герой четырех таранов

10.02.2018

Борис Иванович Ковзан принял участие в борьбе с первого дня. Собственный боевой счёт он открыл 24 июня 1941 года, сняв бомбовоз Do-215.

1-ый же собственный таран он сделал 29 октября 1941. В этот день младший лейтенант Ковзан на самолёте МиГ-3 улетел в прикрытие штурмовиков в регион городка Загорска Московской области. Заработав попадание от наземной зенитки он легонько приотстал от друзей и на обратной дороге его борт нагнали четыре Мессера. 1-го из них Ковзан смог снять. от других смог отделиться, удалившись на недосягаемую для немцев высоту Когда он уже подлетал к домашнему аэродрому, он рассмотрел ведущий воздушную разведку Юнкерс – немцы давно устремлялись обнаружить этот аэродром, и, похоже, данный разведчик был недалёк от исполнения установленной ему задачки.

Все патроны были уже израсходованы, и Ковзан принял решение идти на таран. В последствии этого тарана Ковзан сделал вынужденную посадку и был признан исчезнувшим без вести. Но через два дня его нашли у севшего на фюзеляж летательного аппарата. Пилот, не получивший ранения, мог бы добраться до аэродрома пешком, но не отважился оставить самолёт. Второй таран Ковзан произвёл 22 февраля 1942 года. В тот день он районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил пикировщик Ju-87, после чего вернулся на свой аэродром и удачно выполнил посадку на испорченном самолёте.

Третий таран для Ковзана также окончился практически безболезненно. Сняв 8 июля 1942 года в районе села Лобницы Новгородской области тараном Me-109, он удачно возвратился на свой аэродром.

Наиболее же известным стал его 4-ый таран. Возвращаясь с задачи, Ковзан вступил в бой с шестью немецкими истребителями. Заработав ранение в голову и оставшись без боеприпасов Ковзан, сообщил по рации что оставляет самолет и открыл уже фонарь, чтобы его покинуть. И в сей момент он заметил несущегося на него немецкого аса. Самолёты столкнулись лоб в лоб. Немецкий лётчик погиб сразу же, а Ковзана выбросило из самолёта через фонарь кабины. Падал он без сознания, но во время падения каким-то образом частично открылся его парашют. Приземлился лётчик напрямик в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его достали приспевшие партизаны и перебросили через линию фронта. В лазарете Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. Тем не менее, после госпиталя он вернулся в строй. Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1103).

После войны Ковзан работал начальником аэроклуба. Умер он в Минске 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет.