Атомная подземная лодка "Боевой крот"

11 February 2018
1,1k full reads
2 min.
1,2k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 92% of the total page views
2 minutes — average reading time

Атомная подземная лодка "Боевой крот"

В одной из своих речей Никита Сергеевич Хрущев пообещал «достать империалистов из под земли». Мало кто знает, но тогда он говорил буквально. В 60-х годах прошлого столетия, в самый разгар «холодной войны» в Советском Союзе активно занимались созданием подземной лодки.

Справедливости ради стоит сказать, что созданием подземной лодки в России занялись еще в 1904 году. Тогда инженер Петр Рассказов опубликовал статью, в которой описал создание специальной капсулы, способной проходить под землей. Увы, ученый был убит во время московский волнений, его поразила случайная пуля.

В 1930-х годах над аналогичным проектом задумался инженер Александр Требелевский, назвавший свой проект субтеррина, что интересно, такое же имя он дал собственной дочери.

Изучая возможность подземного перемещения, Требелевский долгое время наблюдал за кротами, которые активно используют лапы и голову, отталкивая тело задними лапами, а грунт оставляя позади себя. По этому принципу была спроектирована субтеррина, имевшая мощный бур на носу, а по бокам специальные шнеки. За час подземная лодка могла преодолевать до 10 метров.

Чертежи своей подземной лодки Требелевский позаимствовал у немецкого коллеги Хорнера фон Верна, так же занимавшего созданием подземохода. Именно за частые поездки в Германию в 1933 году ученый был арестован НКВД.

Повторно к созданию подземной лодки в СССР вернулись в 1949 году, однако проект вскоре свернули, поскольку разработка ядерного оружия в то время стояла в приоритете.

К созданию субтеррины вернулись при Хрущеве. В 1962 году жителей крымской деревни Громовка выселили из своих домов в соседний Черноморск, а на месте опустевшего поселения начали строительство завода. Первый образец подземной лодки был представлен в 1964 году. Лодка имела в длину 25 метров, а в диаметре 3 метра. Она управлялась пятью членами экипажа и могла нести тонну полезного груза и до 15 человек пассажиров. Скорость передвижения под землей составлял 25 км/ч.

Осенью того же года субтеррина, получившая названия «Боевой крот» была испытана в Уральских горах. При помощи атомного двигателя устройство проникло в грунт, прошла под землей около 15 километров до условной цели.

Атомная подземная лодка "Боевой крот"

«Боевой крот» превзошел все ожидания, работу над проектом продолжили. Но во время второго испытания подземная лодка взорвалась, все члены экипажа погибли. Обстоятельства этой трагедии до сих находятся под грифом «Секретно». Работу над субтерриной сначала отложили, а после прихода к власти Леонида Брежнева, все работы по проекту были закрыты в пользу других, казавшихся на тот момент перспективных разработок.