Чтение как упражнение

15.05.2018

Чтение — сложная и организованная речевая деятельность. Если вы хотите работать над качеством устной речи, читайте вслух. Но не стоит начинать со сложной художественной или научной литературы и не читайте спонтанно первую попавшуюся под руки книгу.

С чего начать


1. Начните с выбора произведения. Для чтения на первых порах отлично подходят басни Эзопа, рассказы Н.Носова, В.Драгунского, М.Пришвина, К.Ушинского, Л.Толстого

2. Читайте не больше одной-двух страниц текста за один раз.

3. Простым карандашом расставьте ударения в каждом слове. 

4. Затем расставьте в тексте паузы между словами, связанными по смыслу. 


Например
Пасту́х вы́гнал свои́х коз на па́стбище.// Увидав, что они́ пасу́тся там вме́сте с ди́кими,/ он ве́чером/ всех загна́л в свою́ пеще́ру.// На друго́й день/ разыгра́лась непого́да,/ он не мог вы́вести их,/ как обы́чно, на луг,/ и уха́живал за ни́ми в пеще́ре;// и при э́том/ свои́м ко́зам/ он дава́л ко́рму са́мую ма́лость,/ не умерли бы то́лько с го́лоду,/ зато́ чужи́м/ нава́ливал це́лые ку́чи,/ что́бы и их к себе́ приручи́ть.//


Знак / - короткая пауза между словами внутри предложения. Знак // - длинная пауза между предложениями.
После того, как вы расставили ударения и паузы, можно начинать читать вслух.

5. В начале текста сделайте речевой вдох через нос и на выдохе начинайте читать. На паузах делаете короткий вдох ртом.

6. Читайте громко, уверенно, четко. Хорошо проговаривайте гласные звуки, особенно ударные.

7. Слова между паузами читайте слитно — не отрывайте их друг от друга. Делайте остановки для вдоха только на паузах.

8. Темп чтения должен быть комфортным, умеренным. Не надо специально сильно замедлять речь. Это может отвлечь вас от содержания рассказа.

9. Читать лучше всего в одиночестве и в вечернее время.

10. Хорошо, если вы будете читать под негромкую классическую музыку. Например, В.А.Моцарт Концерт №21 для фортепиано с оркестром или Э.Григ «Утреннее настроение». Это придаст вашей речи плавность, слитность и эмоциональность.

11. Начните с ежедневного чтения по одной странице. Затем увеличивайте и усложняйте содержание текстов до 3-5 страниц в день.

Прочитайте басню вслух, старайтесь следовать рекомендациям.

Басни Эзопа

Орел и лисица

Орёл и лиси́ца реши́ли жить в дру́жбе/ и сговори́лись посели́ться ря́дом,/ что́бы от сосе́дства/ дру́жба была́ кре́пче.// Орёл свил себе́ гнездо́ на высо́ком де́реве,/ а лиси́ца родила лися́т/ под куста́ми внизу́.// Но вот одна́жды/ вышла лиса на добы́чу,/ а орёл проголода́лся,/ слете́л в кусты́,/ схвати́л её детёнышей/ и со свои́ми орля́тами их сожра́л.// Верну́лась лиси́ца,/ поняла, что случи́лось,/ и го́рько ей ста́ло/ - не сто́лько оттого́,/ что де́ти поги́бли,/ ско́лько оттого́,/ что отомсти́ть она́ не могла́:/ не пойма́ть бы́ло зверю пти́цы./ То́лько и остава́лось ей и́здали проклина́ть оби́дчика:/ что ещё мо́жет де́лать бесспомощный и бесси́льный?//

Но ско́ро орлу́/ пришлось поплати́ться за по́пранную дру́жбу.// Кто-то в по́ле приноси́л в же́ртву козу́;/ орёл слете́л к же́ртвеннику/ и унёс с него́ горя́щие вну́тренности.// И то́лько донёс их до гнездо́вья,/ как ду́нул си́льный ве́тер,/ и то́нкие ста́рые прутья всполыхнули я́рким пла́менем.// Упа́ли опалённые орля́та на́земь/ - лета́ть они́ ещё не умели;/ и тогда́ лиси́ца подбежала и съела их на глаза́х у орла́.//

Ба́сня пока́зывает,/ что е́сли предавшие дру́жбу/ и уйду́т от мести оби́женных,/ то от ка́ры бого́в им всё равно́ не уйти́.//

Автор упражнений и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых