Культура речи

22.06.2018

Существование абсолютно правильного высказывания, которое соответствует всем нормам речи, невозможно. Одно и то же явление в устной или письменной речи может быть воспринято как адекватное, а при других обстоятельствах - как грубая ошибка и преступление против речевого этикета.

Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением обоснованно отступать от этих норм.

В психолингвистике правильность речи определяется её коммуникативной целесообразностью - высказывание целесообразно если достигнута цель, поставленная говорящим, например, выполнение действий по инструкции.

Культура речи - набор способов реализации возможностей, предоставляемых системой языка, которая определяется территориальными особенностями языковой нормы и функциональными стилями литературного языка.

Функциональные стили литературного языка

Научный - предварительное обдумывание высказывания, монологический способ изложения мыслей, строгий отбор языковых средств.

Официально-деловой - отсутствие экспрессии, точность, логичность и стандартизированность лексики и высказываний.

Газетно-публицистический - использование побудительных и восклицательных предложений, высказываний, терминов литератур и искусства, лексики высокого стиля.

Разговорно-обиходный - преобладание невербальных средств общения: мимики, жестов, интонации; лексическая разнородность: книжная лексика, термины, просторечия.

Культура речи также определяется индивидуальными особенностями говорящего, связанными с личностью и характером человека. Нарушение норм языка, которое может проявляться в виде вербальной агрессии, характерно для импульсивных и эмоциональных людей.

Основные нарушения норм культурной речи

Неправильное ударение, произношение - важно знать нормы орфоэпии и правила словообразования. Слова жалюзи́, киломе́тр и феноме́н, произнесённые с неправильным ударением, также как и неправильное окончание существительных во множественном числе - польта, договора, крема - воспринимаются как грубые нарушения норм культурной речи.

Незнание правил сочетания слов или смысловых оттенков разных выражений и конструкций - львиная часть вместо львиная доля; одержать успех вместо одержать победу или добиться успеха.

Использование грубых просторечий - ложить, вместо класть; крайний, вместо последний и т.д. Включение просторечий в разговорную речь придаёт ей вульгарный и фамильярный характер: толкните речь, устройте пару билетиков и т.п.

Жаргонный речевой стиль - хата, вместо квартира; превед, вместо привет, приветствую; звякнуть, вместо позвонить и т.п.

Неоправданное использование шаблонной, канцелярской речи не соответствующее цели беседы и обстановке - лимитировать количество, фактор времени, правовое поле, в отношении личности и т.д.

Вербальные провокации и манипуляции - широко распространены в политической и деловой сфере, но часто используются в неподходящей обстановке и не соответствуют целям и ситуации общения - не оправдывайтесь; вы задаёте такие "глубокомысленные" вопросы и т.д.

Как не нарушать культуру речи

1. Повышайте уровень языковой компетенции - обогащайте собственный активный словарный запас, совершенствуйте грамматические формы построения высказывания.

2. Избавьте собственную речь от жаргонных, грубых просторечных слов и нецензурной лексики.

3. Изучите нормы современного русского литературного языка, сверяйтесь со словарями и справочниками, если не знаете, как правильно произносится данное слово.

4. Совершенствуйте коммуникативные навыки и научитесь чувствовать тонкости и особенности построения устного или письменного высказывания в различных ситуациях речевого общения.

Упражнение

Прочитайте слова с различными вариантами постановки ударения. Объясните значение выделенных слов. Придумайте фразы с выделенными словами.

АВТОРСКИЙ АМПУЛЬНЫЙ БАРСТВЕННОСТЬ/

АГРОМАКСИМУМ АКРОБАТИКА БАЙДАРОЧНИЦА/

АЗЕРБАЙДЖАН АККРЕДИТАЦИЯ БЕНЗОПИЛА/

ЖАЛОВАНЬИЦЕ ЗАГНАННОСТЬ КАВЕРЗНИЦА/

ЛИБЕРАЛЬНИЧАТЬ МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАГЛАЖЕННЫЙ/

ХАБАРОВЧАНЕ ШТУРМОВАТЬ ЭКВАТОРИАЛ//

Упражнение

Исправьте ошибки в построении высказывания

Извиняюсь, можно войти?

Кто крайний в пятый кабинет?

Вчера он играл в главную скрипку.

Разрешите уточнить в отношении налога.

Я хочу вас подружить с моим коллегой.

И вы считаете подобный вопрос серьёзным и взрослым?

Автор статьи, рекомендаций и упражнений - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых.

Курс занятий для самостоятельного улучшения устной речи на сайте shamardina.ru