Неудачи в общении

Устная речь реализуется в диалоге с разными людьми, который предполагает обмен высказываниями-репликами. Все участники диалога несут ответственность за его развитие в определённом направлении.

Чтобы диалог состоялся собеседники должны проявить желание общаться, т.е. коммуникативную заинтересованность.

Условия успешного диалога

1. Взаимное понимание, интерес собеседников к теме диалога.

2. Умение слушать и слышать собеседника.

3. Равноправность и взаимоуважение участников диалога.

4. Активность в роли слушателя и говорящего.

Результат успешного диалога - достижение коммуникативной цели и согласия между его участниками.

Если участники беседы не проявили заинтересованность в общении или не достигли согласия, можно говорить о коммуникативной неудаче. Каждый человек побывал в ситуации, когда проявленная им инициатива общения не получила ответной реакции со стороны собеседников. Многие склонны считать, что причина подобных неудач лежит в недостаточной коммуникативной настойчивости с их стороны и неумении подобрать нужные слова. Существуют объективные причины неудачных эпизодов общения.

Причины коммуникативных неудач

1. Внешние обстоятельства беседы - присутствие посторонних людей, неблагоприятный эмоциональный настрой собеседников.

2. Вынужденное опосредованное общение - важная информация сообщается не в устной форме, а по телефону или в письме.

3. Ритуализированное общение - когда живой и естественный обмен репликами заменяется речевыми шаблонами.

4. Значительное социальное дистанцирование сводит к минимуму вероятность успешной коммуникации.

5. Проявление необоснованного доминирования в разговоре - повышение голоса, игнорирование высказываний, приказы, поучения и запреты.

Как избежать коммуникативных неудач?

Объективно оценивайте обстоятельства общения:

  • ситуацию, в которой находитесь вы и ваш собеседник;
  • время, которое есть в вашем распоряжении;
  • способ, с помощью которого вы хотите сообщить информацию - устно или письменно.

Помните о нормах речевого этикета:

  • называйте собеседника по имени;
  • используйте уважительные формулировки;
  • поддерживайте зрительный контакт и эмоциональную активность в диалоге.

Формулируйте свои высказывания ясно и чётко:

  • высказывание не должно содержать больше или меньше информации, чем требуется;
  • избегайте двусмысленных формулировок в речи;
  • не сообщайте ложную информацию или факты, в достоверности которых вы не уверены;
  • старайтесь не отклоняться от темы разговора.

Тренируйтесь дома, проигрывайте различные сценарии диалогов, придумывайте реплики и вопросы.

Продумайте содержание диалогов на иллюстрациях, о чём беседуют люди, какие слова и фразы они говорят друг другу, насколько успешно реализуется диалог между ними.

Спасибо за внимание!

Лёгкой вам речи!

Больше упражнений и рекомендаций на сайте shamardina.ru