Дворец Платыз

Знаете ли вы, для чего была нужна сова на фасаде этого дворца?

Лишь немногих пражские дворцы могут похвастаться такой долгой и насыщенной событиями историей, какую прожил дом под названием "Платыз" на границе Старого и Нового городов. Нам он больше знаком как торговый пассаж, соединяющий Национальный проспект с Угольным рынком через широкий двор, где можно посидеть за столиками приятной кофейни. Но сегодня я оставлю современность и впаду, так сказать, в исторические детали.

Что здесь только не происходило! Перед дворцом однажды совершилась казнь, солдаты и местная беднота устроили здесь разгром и попойку (владельцу это оказалось на руку), выступали заезжие артисты, первые пражские фешенебельные квартиры в аренду тоже появились здесь.

Дворец подобный граду

Платыз несколько раз радикально изменял свой вид. В середине XIV века герцог Фридрих Бургундский, часто навещавший Прагу и двор Карла IV, на этом месте возвёл для себя дворец. К сожалению, не сохранилось изображений здания того времени, поэтому мы можем только догадываться, как оно выглядело на самом деле. Или верить летописцу Гайку из Либочан, который описывал дом как "большое строение с башней". Примерно посередине нынешнего блока зданий проходила городская стена, а фасад дворца выходил на Угольный рынок.

Первая история, связанная с Платызом, рассказывает о Яне, старшем сыне тогдашнего управляющего дворцом. Молодой человек был очень хорош собой, состоял в свите герцога и, конечно, сопровождал его в частых поездках. В одной из них Ян совершил недопустимый с точки зрения законов тех лет поступок. Завёл роман с женой весьма родовитого дворянина и любовники вместе сбежали. Долгое время скрывались они у одного помещика, пока не наступил день коронации Анны - второй жены Карла IV. Ян должен был ехать на Пражский град в свите своего нового господина. Там-то его и узнали люди герцога Бургундского - красота молодого человека за это время не потускнела. Разъярённый герцог приказал немедленно доставить Яна в Платыз и отрубить ему голову за непослушание, похищение замужней женщины и оскорбление дворянской чести. Безутешный отец, дождавшись ночи, отнёс тело сына в подвалы Платыза и там его похоронил. С тех пор каждый год в день коронации Анны дух Яна покидает подвал Платыза, бродит по зданию и ищет свою возлюбленную. Так утверждают книжки про привидения. В других, более серьёзных источниках говорится, что Ян был казнён из-за интриг против Фридриха Бургундского.

Во времена гуситских войн (первая четверть XV века) владельцем дома был очень богатый и уважаемый предприниматель Ян Брадатый из Стржибра (Stříbro - Серебро - это название городка). Тогда он занимал должность пражского бургомистра и активно поддерживал гуситов. Поэтому во дворце часто велись открытые учёные дискуссии по актуальным теологическим и философским вопросам, в том числе и о реформе церкви. Труды Уиклифа и Гуса там точно обсуждались.

Платейс из Платтенштейна

В 1586 году дворец купил советник и секретарь императора Рудольфа II Ян Платейс из Платтенштейна, который перестроил здание в стиле ренессанс. Дворец, как это часто водилось, получил название по имени владельца, называется так и сегодня. Однако, более яркий след в чешской истории оставил его сын Ян Эрнест (Арношт), оломоуцкий каноник и ярый католик.

Во время вторжения пасовских войск в 1611 году дворец был разграблен сословным войском и местной беднотой. Произошло это после того, как кто-то из окна дворца выстрелил в гуппу солдат, стоявших на Угольном рынке. По словам летописца инцидент завершился так: "Толпа ворвалась в подвал, где хранилось много варок ячменного пива, и поправляла своё здоровье им до самой ночи, а потом все разошлись по домам". Позднее император возместил Яну Эрнесту ущерб, освободив дворец от налогов. Владелец дворца получил концессию на продажу итальянских, венгерских и других заграничных вин, а также право предоставлять жильё путешественникам.

Да Понте, подъём!

В 1637 году дворец купил Ян, граф Штернберг, реконструировал здание в стиле барокко и сделал проход с Угольного рынка через двор и сад. Но новую главу истории дома начал писать его следующий владелец - Ян Леопольд, граф Паара, который в 1715 году женился на Марии Терезии из рода Штернбергов. В его время в Платызе кипела общественная и культурная жизнь. Здесь проходили концерты и балы, работала знаменитая Грейфенфельская школа фехтования и размещалась почта. Дворец также стал любимым местом выступления кочевых артистов. К примеру, в 1761 году здесь выступал некий Ван Гувер, который, стоя на стульях и удерживая в зубах в вертикальном положении лестницу из пятнадцати перекладин, бил в бубен. История также помнит канатоходца, который, балансируя на высоко натянутой верёвке, постепенно снимал с себя всю одежду. Или вот ещё мастер Гаффон с дрессированной канарейкой - тоже был популярен у публики.

Известным гостем, жившим в Платызе в октябре 1787 года, был Лоренцо да Понте, придворный поэт Йозефа II и либретист Моцарта (Вольфганга нашего Амадея). Композитор поселился напротив, в доме "У трёх львов", где работал над завершением оперы "Дон Жуан", её премьера была назначена на 29 октября 1787. По слухам Моцарт работал над оперой до последней минуты, днём и ночью. Рано утром, ещё в ночной рубашке, он бросал мандарины в окно комнаты да Понте (в Платыз), восклицая: "Да Понте, вставайте! Мне нужно, чтобы вы ещё дописали текст!" После того, как да Понте окно открывал, Амадей напевал ему новую арию... А торговки на Угольном рынке с удивлением смотрели на него и стучали себя по лбу: "Он не в своём уме!"

Вы ещё помните про сову? Мы к ней постепенно подбираемся.

Ещё одним известным владельцем Платыза стал в 1791 году барон Якуб Виммер, крупный помещик и предприниматель, разбогатевший на поставках для австрийской армии и строительстве крепости Терезин. Среди пражан Виммер был популярен за своё человеколюбие и меценатство. На собственные средства он высадил двухрядные аллеи там, где сегодня проходит Национальный проспект, и превратил это место в излюбленную променаду. Здесь же, перед своим дворцом, он установил прекрасный фонтан в стиле ампир (автор Франц Ксавьер Ледерер). Сегодня этот фонтан мы найдем на Угольном рынке, с другой стороны Платыза.

В 1813 году Платыз перешёл во владение Франца, рыцаря Даубка, который тоже разбогател на военных заказах - поставлял текстиль. И он был щедрым меценатом и покровителем чешского искусства и культуры. Даубек перестроил Платыз в классическом стиле, работы велись до 1847 года. Автор проекта Йиржи Хаускнехт объединил несколько отдельных зданий в единый блок с внутренним двором, где была конюшня на 55 коней. Так возник первый многоквартирный жилой дом в Праге, главный фасад которого (с монументальным порталом и магазинами на первом этаже) выходил на Национальный проспект. Причём квартиры здесь были фешенебельные и сдавались в аренду. Лучшие апартаменты располагались над проездом. Их легко определить по балкону с чугунной решёткой и монограммой "FD" - инициалами владельца Франца Даубка.

Необычная деталь портала - небольшая металлическая сова, которую можно было вращать вокруг насеста. Если она сидела головой вверх, то это означало, что во дворе есть свободные места для повозок и коней. Если же всё было занято, то сова висела головой вниз.

Во время Первой республики Платыз у Даубков выкупил страховой банк "Славия". В 1938 году началась обширная реконструкция по проекту Франца Красного. Все крылья блока были надстроены на один этаж, а конюшню снесли. Во дворе были оборудованы магазины с элегантными функционалистическими витринами, по всему внутреннему периметру подвешена стеклянная маркиза. Так возникло уютное пространство, дополненное в 1986 году фонтаном и бронзовой статуей сидящей девушки (скульптор Милош Зет).

Сегодня Платыз принадлежит городу, его история пишется дальше. Но старые страницы не забыты, их легко найти и прочесть. Вот каменные тумбы у портала, выходящего на угольный рынок. Вот ворота, установленные в 1822 году. Интересно, что здесь ещё можно будет прочесть через следующих сто лет?