Дети стали более воспитанными? Или это иллюзия?

Ругать современных детей за невоспитанность стало общим местом. Проводя много времени с внуком, я постоянно присматриваюсь к ребятишкам, потихоньку наблюдаю за ними. И на детской площадке, и на улице, и в школе.

И знаете что? Я не согласна с тем, что дети хуже воспитаны, чем раньше. Вот вам простой пример.

Начну немного издалека. Будучи подростком, я занималась в школьном активе ТЮЗа. В штате театра состояла специально выделенная сотрудница (специалист по воспитательной работе или как-то так), которая вела этот кружок. Мы собирались, обсуждали спектакли, читали кусочки сценариев, чуть-чуть вникали в то, как устроена театральная кухня и театральная жизнь. Нам был открыт бесплатный вход на все спектакли, но и помогать мы тоже должны были в меру своих сил.

Во время детских спектаклей мы дежурили в определенных местах, следили за порядком. На лестнице, рядом с бассейном с золотыми рыбками, в фойе, в буфете и, конечно, у сцены. Потому что сцена в нижегородском ТЮЗе устроена так, что на нее запросто можно зайти из зрительного зала.

Во время этих дежурств мы насмотрелись разного. Не сказать, что эта работа была особо сложной. Ведь ребята, какими бы хулиганистыми они ни были, приходили на чужую территорию, да еще в театр. Это действовало отрезвляюще на самых завзятых шалунов. Но эксцессы происходили постоянно. Шум перед спектаклями и во время антрактов стоял неимоверный.

Попытки забежать на сцену случались постоянно. В рыбок швырялись не только монетами, но и всем, что попадется под руку. Буфет становился местом побоища. По лакированному до зеркального блеска скользкому полу, по многочисленным лестницам, по проходам бегали сломя голову. Самое главное было уследить, чтобы кто-нибудь не попытался скатиться по великолепной крутой лестнице с высоты шести или семи метров.

В зале постоянно кто-то шебуршал обертками и хихикал. На спектаклях для подростковой аудитории поведение публики порой становилось неуправляемым. Если представление не нравилось, поднимался шум, который в задних рядах превращался в гвалт.

Не нужно думать, что дети вели себя таким образом, потому что спектакли были отстойные. Нет, спектакли горьковского ТЮЗа в восьмидесятых годах были шикарные. То была эпоха замечательного детского режиссера Бориса Наравцевича. И когда дети успокаивались, они смотрели на сцену, разинув рты. Но, когда занавес падал, все начиналось с начала.

Вернемся к сегодняшнему дню. В осенние каникулы мы с внуком ходили в ТЮЗ. Детей полный зал, почти все с классами (мы тоже). Воспитанные, адекватные, хорошие ребята. Главным образом, начальная школа. Следуют за учителями и родителями, как цыплята.

Конечно, шумно. В раздевалке, как обычно, толкотня. В буфете аншлаг. Но я не заметила, чтобы кто-то швырялся пирожными, пытался отковырять листочек экзотического растения в зимнем саду или ел что-то в зрительном зале. На спектакле присутствовали и ребята постарше - те вообще как удавы спокойные.

Почему я считаю этот пример показательным? Потому что в зале театра более четырехсот мест. Дети приходят и приезжают отовсюду. И из окрестных домов, в которых по традиции проживает нижегородская интеллигенция, и из всех районов города, и из области. Самые разные ребята, но все ведут себя пристойно.

Безусловно, невоспитанные дети есть (как и неадекватные родители). Но у меня складывается ощущение, что они не делают погоды в общей массе ребятишек. А вы как думаете?