дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как педагоги становятся обслуживающим персоналом. История первая

17 August 2018

Когда-то работа в школе была служением. Сейчас и родители, и государство, и учителя меняют свое отношение к этому.

Появились так называемые "образовательные услуги", а услуга - это когда кто-то платит, а кто-то обслуживает. Это когда родители и ученики - клиенты, а учителя "чего изволите". Под влиянием взрослых дети очень быстро усваивают, что педагог предоставляет услуги.

Казалось бы, родители должны противостоять этому поветрию, ведь это в их интересах. Ну не может обслуга стать авторитетом для детей, требовать дисциплины, прививать любовь к своему предмету. Вместо этого мамы и папы (не все, конечно, но многие) сами усердно делают из учителей обслуживающий персонал.

Приехали к нашим соседям по даче родственники - мама с восьмилетней дочкой (назовем ее Юлей). Девочка самостоятельная, спокойная, воспитанная. Уселась мама на лавочку возле дома, и дочка рядом с ней. Я подошла тоже по какому-то делу и осталась поболтать. Женщина стала рассказывать про школу. Получилось у нее примерно так.

-Дочь учится во втором классе, что-то у нее получается лучше, что-то хуже, нужно помогать. Я что сама буду заниматься? Мне некогда, да и проще заплатить. Договорилась с учительницей, чтобы она занималась с Юлей дополнительно. Остаются после уроков, прямо в школе. Всем хорошо: и ей заработок, и Юлю подтянет. Да ведь, Юль? И мне не надо в эту ерунду вникать, я что - примеры буду решать, правила вспоминать? И недорого, правда, Юль?

Девочка сидит, поддакивает. Она с юного возраста знает, что учительнице можно заплатить и получить образовательную услугу. Что учительница за дополнительную плату будет делать то, что вообще-то обязана делать в классе. Что мама всегда договорится.

Учителя тоже хороши. Моя бабушка работала в школе. Тогда тоже все подрабатывали репетиторами - деньги всем нужны. Но никому и в голову не приходило заниматься со своими учениками. Потому что учитель должен приложить все усилия к тому, чтобы научить своих подопечных в отведенное для этого время. С отстающими занимались после уроков или на перемене. А уж если кто-то совсем не тянул или наоборот, хотел получить усиленную подготовку, тогда к репетитору.

Нет, конечно, воспитанный человек и к обслуге относится с уважением. Я, например, сроду не буду тыкать ни уборщице-узбечке, ни заправщику на АЗС. Но учитель - это совсем другое. Для детей он должен быть чуточку небожителем. Видимо, такое отношение окончательно уходит в прошлое, а мы все вместе прикладываем к этому все усилия.