Как рассказать городским детям о том, как живется в деревне?

13 February 2019

Несколько лет назад наша соседка по деревенскому дому решила продать свое родовое гнездо. Возраст и состояние здоровья больше не позволяли ей возделывать огород и сад. Стали приезжать покупатели. И вот в один прекрасный день появилось целое семейство с двумя любознательными ребятишками. Когда они уехали, соседка пришла рассказать нам, что и как.

Помимо всего прочего оказалось, что дети вообще не знали ничего о растениях. Они удивились, что смородина растет на кустах, а картошка - в земле. Раньше только на картинках все это видели, да и не интересовались особенно.

Но даже если ваши дети имеют некоторое представление о произрастании культурных растений (ведь дачи-то у многих есть), то вряд ли многие знают о том, как было устроено настоящее крестьянское хозяйство каких-то сто лет назад. Кстати, сейчас оно примерно так же устроено, даже при наличии электричества, средств механизации и интернета.

Взяв в библиотеке книгу Астрид Линдгрен "Эмиль из Лённеберги", я и подумать не могла, что помимо замечательного литературного произведения, держу в руках что-то вроде краткого справочника по деревенской жизни для детей.

Скажу сразу, что книжка сама по себе великолепна. Любителям приключений в духе Тома Сойера точно понравится. Только у Линдгрен по сравнению с Твеном более простой язык, так что читать ее можно гораздо раньше.

Во всяком случае, сев за чтение, мы с моим внуком-первоклашкой оторваться уже не могли. За несколько дней прочитали обо всех похождениях озорника Эмиля. Тот еще проказник, скажу я вам. Смешно, захватывающе и познавательно.

Вот об этой познавательном элементе я и хочу вам рассказать. Прочитав "Эмиля", дети, да и родители узнают много интересного о том, как жил шведский хутор в конце 19 - начале 20-го века.

А где еще вы сможете вычитать,

как был устроен хутор, сколько в нем было построек и угодий. Книга очень атмосферная, с кучей подробностей от упоминания дивана, на котором спала работница, до описания "домика Триссе" (догадайтесь, что это такое);

кто и чем там занимался. Я например, немного удивилась, что хозяева и работники питались за общим столом, жили в одном доме и работали наравне - практически, как члены одной семьи;

во сколько приходилось вставать обитателям хутора и кто из них поднимался с постели первым;

сколько нужно было трудиться крестьянам, чтобы добыть хлеб насущный;

какие сельскохозяйственные животные содержались на хуторе, что они давали людям. Описание праздничных и повседневных блюд, содержимого кладовой занимает немалое место. Как коптили окорока, готовили тефтели, заготавливали ягоды и фрукты на зиму - внимательный читатель все узнает. Узнает он и то, что у крестьян в те времена не было возможности пойти в супермаркет и купить упаковочку свиной шейки. Чтобы получить мясо, приходилось убивать животное. В одной из последних глав Эмиль переживает целую драму, связанную с этим, потому что сильно привязывается к поросенку;

что свободного времени у крестьян почти не было, но уж если оно выдавалось, хуторяне отрывались на полную катушку. Пировали, ездили по гостям, торговали на ярмарках, устраивали массовые драки...

Как работало непреклонное и суровое Общество трезвости, как проповедовал пастор, как лечил доктор, кто и как жил в богадельне...

Но, конечно, весь этот сельский антураж был бы пустым звуком, если бы не приключения Эмиля. Кстати, пока дети узнают, как устроено деревенское житье-бытье, родители могут вычитать много полезного о воспитании. Ведь каждая книга Астрид Линдгрен - это кладезь педагогической мудрости.

У родителей несносного Эмиля точно можно многому поучиться. В конечном итоге им удалось из постреленка вырастить...

Сами узнаете, кем стал повзрослевший Эмиль, прочитав книжку с детьми. Она того стоит.