Как узнать, понимает ли ребенок прочитанное

Специалисты бьют во все барабаны: дети не умеют читать. Да что там дети - подростки тоже не умеют. Есть даже такие данные, что и 25 процентов взрослых не умеют. Они, конечно, буквы складывают в слова и слова в предложения. Но смысла не понимают, хоть убейся.

Пока педагогическое сообщество и умные чиновничьи головы от педагогики думают, как справиться с этой напастью, я предлагаю всем взволновавшимся родителям (ведь взволновались, если честно?) проверить, как ваши чада понимают текст. Сделать это очень просто - нужно использовать тест Эббингауза. Я узнала про него из выступлений психолога и педагога Ясюковой.

Итак, печатаем на листочке следующий текст:

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза_______________________________ в такой глуши.

Это отрывок из Андерсена. Даем его ребенку. Тест можно проводить с 1 по 11 класс, да и студентам не повредит. Задача - вставить подходящие по смыслу слова. Время можно не ограничивать, но учтите, что ученик среднего звена должен справиться с заданием примерно за 5 минут. Маленьким можно дать побольше времени.

Ключ к тесту :
1 – леса
2 – птица
3 – луч света
4 – густые
5 – стояли
6 – тихо
7 – слышала
8 – листа
9 – под
10 – не бывала

Очень близкие синонимы или формы слова за ошибку не считаются. Например, не "птица", а "пташка", "птичка". За каждое верно угаданное слово дается 1 балл.

А теперь о том, что нам дает этот тест и как интерпретировать результаты. Дело в том, что для понимания прочитанного человек должен воспринимать сразу целый кусок текста - 5-6 слов. Если ребенок не может догадаться, какое слово нужно вставить, значит он воспринимает меньший отрезок и смысл от него ускользает. Проверяем:

0-4 баллов. Слабый уровень. Ребенок воспринимает единичное слово или даже слог. С трудом разбирает слова. Пока добирается до конца предложения, забывает, что было в начале. Как правило, и пишет со множеством ошибок. Диктанты и изложения не может писать совсем.

5-7 баллов. Навык чтения сформирован частично. Единицей восприятия является отрезок из 2-3 слов, то есть словосочетание. Не воспринимает длинные, стилистически усложненные тексты. При чтении хитрит: просматривает текст, а потом пытается угадать его смысл, основываясь на знакомых ему речевых оборотах. Поэтому частенько подставляет свои слова. Дети с таким уровнем не читают больших текстов (тем более - книг), потому что им неинтересно.

Подозреваю, что огромное количество подростков, если не большинство, обладают именно таким навыком чтения. Отсюда - многие проблемы не только с русским и литературой, но и с другими предметами.

8-9 баллов. Хороший уровень. Ребенок воспринимает сразу целое предложение, вникает в смысл текста. Много и с удовольствием читает, пишет почти без ошибок, хотя стилистические ошибки встречаются.

10 баллов. Очень хороший навык чтения. Ребенок не просто бегло читает и воспринимает смысл. Он ухватывает художественные особенности текста, может оценить стиль. У таких детей закладывается литературный вкус. Они и пишут грамотно.

К сожалению, в школах используют только тест на беглость чтения. Ребенок может четко и быстро оттарабанить предложенный ему отрывок. А спустя некоторое время мама вдруг обнаруживает, что сын или дочка читают механически, без понимания. При всей своей простоте тест Эббингауза очень информативен. Попробуйте дать его ребенку, и вас, вполне вероятно, ожидают сюрпризы.