Школьные оценки все-таки будут отменять?

17 September 2018
"Остров ошибок" 1955 год
"Остров ошибок" 1955 год

Реформа образования в России все катится и катится по своей траектории, и вот уже докатилась до отмены школьных оценок. 12 сентября Общественная палата запустила опрос для всех желающих по этому поводу. Интересно, какими будут результаты?

Вообще-то в подобных вопросах необходимо учитывать мнение профессионалов (будем надеяться, что как-то оно будет учтено). А то проголосуют "за" мнительные мамы, которым жалко свое чадо, да учителя, уставшие бороться с такими мамами и отчитываться за каждую двойку перед администрацией...

Можно я расскажу, к каким последствиям, по моему скромному мнению, приведет тотальная отмена школьных оценок?

Она почти полностью исключит родительский контроль над учебой ребенка, точнее - над его успехами. Отметка - это пусть формальный, но достаточно объективный показатель. Одну тройку учитель может влепить необъективно, но когда за четверть их набирается несколько, это повод задуматься и как-то повлиять на ситуацию. Уже сейчас многие мамы первоклашек жалуются на отсутствие оценок. Они не знают, как учится их ребенок. О проблемах узнают лишь во втором классе, когда начинают сыпаться тройки, а драгоценное время уже упущено. В таких обстоятельствах только от учителя зависит, узнают ли родители о неблагополучии. Может и сказать, но чаще всего - нет.

Второй аспект заключается в том, что без оценок ослабляется контакт учителя и ученика. Кто такой педагог без права оценить успехи своего подопечного? Оператор учебного процесса, фикция, говорящая голова. У учителей и так отняли множество инструментов влияния. Они не могут наказывать учеников - только внушать и делать замечания. Двойки и второгодники тоже практически исчезли из школьной жизни. А тут еще и возможность оценивать успехи у них отберут напрочь. Вот веселуха-то в школе начнется!

Третий момент касается мотивации самого ребенка. Читая опусы всех этих новаторов-реформаторов, я прихожу к странным выводам.

Во-первых, мне кажется, что они не видели детей. Вот этих, обычных - ленивых, невнимательных, рассеянных, способных и не очень - нормальных наших детей.

Во-вторых, не читали классиков детской психологии. И не знают, что личность, вместе с такими ее качествами, как способность к самооценке, внутренней мотивации, ответственность, формируется не сразу с поступлением в первый класс.

Интерес к учебе - да. Познавательная потребность - да. Способность оценить свои успехи? Ну-ну.

Школа для того и существует, чтобы эти качества у ребенка появились, окрепли. Для этого детям нужна внешняя мотивация, организация и оценка.

Или читали и все знают, но не хотят признаваться? Вот вопрос.

А помните старый советский мультик "Остров ошибок"? Там мальчик своими правильными ответами топит двойки, а помогает ему в этом пятерка. Одна-единственная, по пению. Вот она -правильная мотивация. Осознав свой малюсенький, но все-таки успех, ребенок укрепляется в своей самооценке и разбивает целую флотилию двоек в пух и прах. Пятерка дает ему силы и уверенность. А если бы ее не было? И двоек тоже? Откуда бы он узнал, что плохо учится? Во что бы превратилось это море образования? В болото, скорее всего.