В средних классах ученики тупеют и ленятся. Что делать?

Вот учится ребенок в младших классах школы, и все у него более или менее хорошо. Слушается родителей и учительницу, старается, носит четверки и пятерки.

Но наступает драматический момент - нужно прощаться с привычной обстановкой и любимым педагогом. И становиться учеником средней школы, где все по-новому. Скачок из четвертого в пятый класс многим детям дается нелегко, но мне хотелось бы поговорить даже не о нем, а о том, что в возрасте 11-14 лет дети вообще хуже учатся (за редким исключением). Именно в средних классах начинаются те проблемы, которые сказываются потом и в старших классах, и в ВУЗе или техникуме, и вообще по жизни. Как это выглядит?

Они ленятся, стараются уклониться от выполнения учебных обязанностей.

Они теряют мотивацию к учебе. И учителя, и родители не знают, как заставить детей заниматься.

Они как будто глупеют. Не вникают в новые темы, пропускают самое важное, не справляются с простыми заданиями.

Взрослые постоянно твердят подросткам, что самое важное в этом возрасте - учеба. Но для них это пустой звук, надоедливое жужжание. Ведь играть на планшете, сидеть в социальных сетях и общаться со сверстниками намного интереснее, проще и, в конечном итоге, важнее.

Почему так происходит? Учебные проблемы средних классов складываются из нескольких обстоятельств. Гормональный перелом, из-за которого у ребенка резко меняются жизненные ориентиры. Новый этап взросления, когда самое важное - адаптация в социуме. Внутренняя мотивация еще не сформирована (помним, что подросток - это еще не полноценная личность, он нуждается во внешних влияниях и постоянном подталкивании). А на внешнюю, то есть вопли родителей и педагогов, он обращает все меньше и меньше внимания. Он же "типа взрослый"!

Вся эта каша заваривается на очень интересном фоне. Во-первых, вокруг множество соблазнов, включая гаджеты, соцсети, друзей-приятелей. Во-вторых, усложняется школьная программа и увеличиваются требования. И куда деваться несчастному подростку? Что делать?

Известно, что. Ему - трудиться, а нам помочь. Прежде всего, с мотивацией. И тут я вас, наверное, удивлю. Мотивация может быть практически любой. Потому что на войне как на войне. Уговоры, угрозы, собственный пример, подкуп, ультиматумы, явный и тайный контроль - все пойдет в дело. Вам лучше знать, что подействует на ваше чадо. Контакт с учителем и другими родителями тоже не повредят. Главное - не переборщить и держать в уме одну важную вещь: к старшим классам у ребенка должна сформироваться по преимуществу внутренняя мотивация. А без нее будет совсем плохо.