Верный способ убить мотивацию к учебе в раннем детстве

Почему одни дети учатся охотно, а другие через пень колоду? Над этим вопросом исследователи бьются давным-давно, и не все еще поняли.

Каждому человеку от рождения дана познавательная потребность. Это она заставляет ребенка дергать кота за хвост, заглядывать в кастрюли и бросать с балкона разные предметы (а вдруг вон тому дядьке прямо на лысину брякнется?) В некоторых семьях такую активность сильно ограничивают. Прямо как в стихах Остера:

Руками никогда нигде
Не трогай ничего.
Не впутывайся ни во что
И никуда не лезь.
В сторонку молча отойди,
Стань скромно в уголке
И тихо стой, не шевелясь,
До старости своей.

Таких мам -пап, бабушек-дедушек я встречаю регулярно. Это их детям нельзя кататься с горки и лазать в сугроб, таскать грязные ветки и ковыряться за пределами песочницы. Только внутри, в отведенном для ковыряния песочке. А потом родители удивляются, почему ребенку ничего не интересно - ни учеба, ни творчество, ни спорт. Откуда у него интерес-то возьмется, если его прямо с малышкового возраста по рукам били?

Одного такого дедушку я время от времени вижу в детском городке. Мужчина не молодой, видимо, есть проблемы с нервной системой (а у кого их нет?) Внук у него замечательный: бойкий, любопытный, озорной. Так вот: находиться на детской площадке со множеством горок, качелей и лесенок этот дедушка долго не может. Просто не в состоянии. Он тут-же начинает дергать мальчишку, не разрешая шага ступить. Его это раздражает. Видимо, в голове у дедушки есть идеальная картинка: внук стоит в стороночке и тихо наблюдает за тем, как резвятся остальные. Ну как у Остера в стихе. Он не столько боится за ребенка, сколько хочет оставаться в зоне собственного комфорта. Хорошо, что у мальчонки есть бабушка. Тоже, правда, нервная . Но ведет себя более адекватно.

Так что, все разрешать детям, как в пресловутой японской системе? Нет, конечно. Свобода, ограниченная разумными рамками - мы ведь и сами так живем в социуме. Швыряться предметами с балкона, под которым ходят люди, нельзя. Но с какой-нибудь возвышенности в безлюдном месте - можно. А как еще проверить, прав ли был Галилей? Раскидывать игрушки можно. Но только до вечера. Перед сном убрать. Ну и следить за безопасностью, разумеется. Так и познавательная активность не убьется, и дисциплина потихоньку сформируется.

Я это все к чему пишу? Детские стихи нужно иногда почитывать. Бездна мудрости в них.