Как купить франшизу и не налажать: Три истории проблемного старта

Сергей открыл бар через полгода, а не за 2 месяца, Ирина отдала аферистам 150 тысяч рублей, а Михаил потратил на 30% больше, чем планировал, из-за ошибок при выборе франшизы. 

Сергей и «полуфабрикат» франшизы

Уже шестой месяц Сергей не вылезает из своего нового бара. Он стоит за стойкой вместо бармена, пытается контролировать администратора, проверяя все счета, продумывает развлекательную программу и старается привлечь новых клиентов. До этого он искал и ремонтировал помещение, покупал мебель, заключал договор с поставщиками алкоголя, проводил собеседования с официантками.

Как выбрал. Сергей не любит суету, и ему надоела работа торговым представителем. Он мечтал о пассивном доходе и отлаженном бизнесе. Когда он покупал франшизу бара, думал, что просто даст денег, чтобы специально обученные люди все сделали за него. Ему останется лишь выручку забирать раз в неделю и гостеприимно принимать друзей. Так он размышлял, когда в командировке познакомился с владельцем бара, продающим франшизу своего заведения.

Сергею понравилась атмосфера заведения и он спросил, что надо, чтобы открыть такое же. По рукам они ударили уже под утро. Через две недели Сергей заплатил 250 000 рублей продавцу франшизы по договору концессии, уволился с работы и начал искать место для бара у себя городе. 

Как строил бизнес. Договор о передаче комплекса исключительных прав через месяц был зарегистрирован в Роспатенте, и Сергей получил право пользоваться брендом, не особо известным за пределами провинциального города, всеми его маркетинговыми наработками, технологическими решениями и бизнес-процессами.

За четверть миллиона рублей ему вручили бизнес-план, брендбук — несколько файлов с исходниками меню, визиток и вывески бара, а также должностные инструкции бармена и официантов.

Сергей ежедневно созванивался со своим франчайзером и ждал от него помощи. Но с самого начала пришлось все делать самому.

В чем проблема. У продавца франшизы не было четкой картины своего бизнеса, он не составил ее и для франчайзи. Баром он управлял как придется. Какое нужно помещение? Какие бумаги понадобятся, чтобы торговать алкоголем? Сколько народу нанимать на кухню и в зал? Какие продукты закупать и чем поить гостей? Где искать поставщиков и какую ставить наценку на коктейли? На все эти вопросы франчайзер отвечал неохотно, своим опытом не делился.

Сейчас Сергей понимает, что ему досталась «сырая» франшиза без полноценной поддержки.

Чем закончилось. Чтобы открыть свой бар, Сергею пришлось полгода самостоятельно разбираться во всех вопросах и набивать собственные шишки.

Теперь он жалеет, что столь бездарно потратил 250 тысяч рублей — вместо покупки франшизы он мог бы соорудить пару караоке-кабинок. Ему и «чужое» название бара уже разонравилось, и рекламу он запускает круче, и меню обновил — новые технологические карты коктейлей с опытным барменом составил и ввел популярные закуски. А вот франчайзер сакральными знаниями так и не поделился.

Хорошо еще, что кроме паушального взноса платить ничего не нужно: роялти не предусмотрено — расходы на франшизу были только на старте.

Как надо. Узнать, что входит в «поддержку франчайзера» по договору, четко расписать конкретные действия и список информационных материалов, которыми он поделится. Настаивать на том, чтобы франчайзер предоставил подробный календарный план с перечнем организационных мероприятий, списком необходимого оборудования, инструкцией по снабжению, помог с обучением персонала.

Если он ничего не указывает в договоре, а обещает только на словах, то лучше отказаться от сделки. Если не исполняет свои обязательства по договору, сделку можно расторгнуть и вернуть деньги.

Быстрый старт с хорошей франшизой и поддержкой франчайзера: для открытия бара нужно всего 1–2 месяца.

Открытие по франшизе-полуфабрикату — от полугода на запуск заведения и на самостоятельное изучение всех нюансов работы.

Ирина и франшиза-однодневка

Ирине надоело быть наемным работником, и она решила открыть собственный бизнес. Франшиза привлекла возможностью быстро запустить свое дело, работая под уже сложившимся брендом и получая четкие указания, что и как делать.

Как выбрала. Когда Ирина в торговом центре увидела объявление о продаже франшизы детского развивающего центра, то поняла — надо брать. 

При встрече с франчайзером Ирина стеснялась что-то уточнять, быстро подписала договор, получила пакет документов. Она чувствовала себя управляющим, которого поставили руководить филиалом по уже имеющемуся плану. Это было для нее проще и комфортней, чем самой с нуля разбираться в бизнесе и за все отвечать.

Как строила бизнес. Кроме договора коммерческой концессии, Ирина получила на руки брендбук, бизнес-бук и инструкцию по выбору и подготовке помещения под детский центр развития. Начать решила именно с подбора помещения — это было просто и понятно. В остальное Ирина планировала вникнуть по ходу, ведь франчайзер обещал консультации по любым вопросам.

В чем проблема. Когда ремонт подходил к концу, бизнесвумен обратилась с брендбуком в рекламное агентство, чтобы заказать вывеску и листовки с приглашением в детский центр.

Оказалось, что

Продолжение истории — в блоге Franchbook.