47 подписчиков

Пятнадцать секунд до победы. Как открыть франшизу «Футболика»

Пятнадцать секунд — ровно столько времени потребовалось Дамиру Мухутдинову из Казани, чтобы купить франшизу «Футболики». Сейчас новая футбольная школа успешно забирает клиентов у местных конкурентов на родине «Рубина». Дамир рассказал о секрете быстрого старта и ошибках, которые чуть не стали фатальными. 

Дамир Мухутдинов до открытия «Футболики»
Дамир Мухутдинов до открытия «Футболики»

Предыстория

Дамир Мухутдинов не новый человек в футболе. До покупки франшизы «Футболика» он был успешным организатором футбольных матчей в Казани и других городах. В апреле 2017 года он увидел рекламный пост во Вконтакте и уже через 15 секунд принял решение об открытии собственной детской школы футбола.

Шаг рискованный — в Казани к тому моменту уже работали 17 детских футбольных школ, одна из которых принадлежит вратарю «Рубина» Сергею Рыжикову. Но Дамир был уверен в успехе. Во-первых, он знал все недостатки действующих заведений — где-то проблема с персоналом, где-то с рекламой, а где-то слишком высокие цены. Во-вторых, связи в футбольном мире давали шанс быстро найти отличного тренера и снять зал с большой скидкой.

15 мая, через пять недель после прочтения поста, Дамир открыл свой первый филиал «Футболики» в Казани. 

Основатель «Футболики» Станислав Озимов (справа) и Мигель Данни, легенда ФК «Зенит» 
Основатель «Футболики» Станислав Озимов (справа) и Мигель Данни, легенда ФК «Зенит» 

Запуск

Дамир давно задумывался о приобретении франшизы детской футбольной школы, но ни один из вариантов на рынке не подходил. Прежде всего по финансовым соображениям — за право работать под раскрученным брендом нужно было заплатить около трех миллионов рублей. Инвестиции шли в аренду, ремонт помещения и устройство газона.

«Футболика» привлекла Дамира небольшими первоначальными вложениями. На открытие первого филиала ушло 280 тысяч рублей. Этой суммы хватило на паушальный взнос, покупку инвентаря и обучение в Санкт-Петербурге. Туда Дамир ездил сам и возил тренера.

Расходы на открытие первого филиала

Паушальный взнос — 190 000 ₽
Покупка спортинвентаря — 60 000 ₽
Стажировка в Санкт-Петербурге — 30 000 ₽
Итого280 000 ₽ 
Вместе с очным обучением франчайзер передает инструкции и видеоуроки для тренеров 
Вместе с очным обучением франчайзер передает инструкции и видеоуроки для тренеров 

Первые ученики появились после массовой рекламы во Вконтакте. За четыре дня кампания стоимостью 5000 рублей принесла свыше ста лидов — заявок на пробное занятие. По факту на тренировку пришло 18 детей, трое из них купили абонемент. Обычная стоимость абонемента — 4000 рублей, но при покупке в день пробного занятия клиенты получают скидку 20% и платят 3200 рублей за месяц.

Дамир был не очень доволен результатом, ведь по прогнозу франчайзера продаж должно было быть десять. Причина слабого результата в том, что он неправильно интерпретировал инструкции «Футболики» — не смог реализовать на 100% продажи пришедшим на вводное занятие. Но даже при таком результате клуб начал приносить прибыль с первого занятия.

Расчет прибыли от первого занятия

Выручка — 9 600 ₽
Реклама — 5 000 ₽
Аренда зала (почасовая) — 2 200 ₽
Зарплата 2 тренера + 2 помощника — 1 700 ₽
Прибыль700 ₽

Развитие

Дамир продолжил давать рекламу и проводить пробные занятия, и ко второму месяцу в школе занималось две группы — дети 3–4 и 5–6 лет. К концу третьего месяца к ним добавились еще 4 группы. В сентябре Дамир открыл второй и третий филиалы. Правда, третий пришлось закрыть. Как шутит сам Дамир, в центре Казани есть кремль и президент, а вот люди живут в других районах.

Спустя 1,5 года после открытия в школе работают 3 тренера, 3 тренера-администратора и занимаются 95 детей. В ближайшее время открывать новые филиалы Дамир не планирует. Расширяться он намерен после того, как действующие залы выйдут на точку безубыточности. Первая точка окупила себя ровно через год, вторая пока нет — летом все разъезжаются, и школа приносит меньше прибыли, чем весной и осенью. 

Тренерский состав казанской «Футболики» 
Тренерский состав казанской «Футболики» 

Сейчас Дамир контролирует две из четырех зон, на которые франчайзер поделил Казань. Внутри зон он может открывать сколько угодно филиалов без уплаты дополнительного паушального взноса, выплачивая только роялти — 5% от выручки в месяц. Дамир рассчитывает выкупить права на третью зону — как только заработает нужную сумму с действующих залов.

Ошибки

Дамир признается, что в первые месяцы работы совершил несколько ошибок, которые сдержали развитие бизнеса.

Первый промах заключался в том, что он «перегрел» аудиторию таргетированной рекламой в соцсети. Объявления видели все активные мамы и папы Казани. Через короткий срок аудитория «выгорела» и перестала воспринимать ее. Стоимость лида подскочила с 50 рублей до недопустимо дорогих 700 рублей.

Вторая ошибка — Дамир недостаточно много времени уделил управлению новым бизнесом. Он мало контролировал тренеров, в обязанностях которых входят продажи и продление абонементов. В результате конверсия по продлению — ключевой показатель в «Футболике» — опустилась до 70%. Хорошей считается конверсия 80%, отличной — 90% и выше. Сейчас большую часть времени Дамир уделяет управлению школами, хотя бизнес по организации матчей и приносит больше денег.

У каждого ученика есть дневник футболиста — он наглядно показывает прогресс спортсмена и мотивирует продолжать занятия 
У каждого ученика есть дневник футболиста — он наглядно показывает прогресс спортсмена и мотивирует продолжать занятия 

Третья ошибка — дорогие и неэффективные эксперименты с рекламными каналами. Вопреки рекомендации франчайзера, в декабре Дамир купил рекламу в лифтах за 26 тысяч рублей — она не сработала. Совсем маленький выхлоп дали и промоутеры у детских садов, хотя Дамир утверждает, что в других городах офлайн-реклама эффективна.

Советы начинающим

Дамир уверен — зарабатывать деньги на франшизе «Футболики» можно только в том случае, если это основной вид деятельности. Ни в качестве подработки, ни в качестве пассивного источника пассивного дохода бизнес работать не будет. Не беритесь за организацию футбольной школы, если не готовы лично продавать услуги и тратить на телефонные переговоры с действующими и потенциальными клиентами несколько часов в день.

Дамир советует учитывать сезонность бизнеса. Зимой дети начинают болеть, а летом разъезжаются на каникулы. Пики выручки приходятся на весну и осень, зимой и летом не стоит рассчитывать на максимальную прибыль. 

Тренировка вместе с родителями — «Фэмили дэй». Начинающие футболисты демонстрируют свои успехи, а взрослые их поддерживаю
Тренировка вместе с родителями — «Фэмили дэй». Начинающие футболисты демонстрируют свои успехи, а взрослые их поддерживаю
Больше реальных историй франчайзи — в блоге Franchbook.