Пятнадцать секунд — ровно столько времени потребовалось Дамиру Мухутдинову из Казани, чтобы купить франшизу «Футболики». Сейчас новая футбольная школа успешно забирает клиентов у местных конкурентов на родине «Рубина». Дамир рассказал о секрете быстрого старта и ошибках, которые чуть не стали фатальными.
Предыстория
Дамир Мухутдинов не новый человек в футболе. До покупки франшизы «Футболика» он был успешным организатором футбольных матчей в Казани и других городах. В апреле 2017 года он увидел рекламный пост во Вконтакте и уже через 15 секунд принял решение об открытии собственной детской школы футбола.
Шаг рискованный — в Казани к тому моменту уже работали 17 детских футбольных школ, одна из которых принадлежит вратарю «Рубина» Сергею Рыжикову. Но Дамир был уверен в успехе. Во-первых, он знал все недостатки действующих заведений — где-то проблема с персоналом, где-то с рекламой, а где-то слишком высокие цены. Во-вторых, связи в футбольном мире давали шанс быстро найти отличного тренера и снять зал с большой скидкой.
15 мая, через пять недель после прочтения поста, Дамир открыл свой первый филиал «Футболики» в Казани.
Запуск
Дамир давно задумывался о приобретении франшизы детской футбольной школы, но ни один из вариантов на рынке не подходил. Прежде всего по финансовым соображениям — за право работать под раскрученным брендом нужно было заплатить около трех миллионов рублей. Инвестиции шли в аренду, ремонт помещения и устройство газона.
«Футболика» привлекла Дамира небольшими первоначальными вложениями. На открытие первого филиала ушло 280 тысяч рублей. Этой суммы хватило на паушальный взнос, покупку инвентаря и обучение в Санкт-Петербурге. Туда Дамир ездил сам и возил тренера.
Расходы на открытие первого филиала
Паушальный взнос — 190 000 ₽
Покупка спортинвентаря — 60 000 ₽
Стажировка в Санкт-Петербурге — 30 000 ₽
Итого — 280 000 ₽
Первые ученики появились после массовой рекламы во Вконтакте. За четыре дня кампания стоимостью 5000 рублей принесла свыше ста лидов — заявок на пробное занятие. По факту на тренировку пришло 18 детей, трое из них купили абонемент. Обычная стоимость абонемента — 4000 рублей, но при покупке в день пробного занятия клиенты получают скидку 20% и платят 3200 рублей за месяц.
Дамир был не очень доволен результатом, ведь по прогнозу франчайзера продаж должно было быть десять. Причина слабого результата в том, что он неправильно интерпретировал инструкции «Футболики» — не смог реализовать на 100% продажи пришедшим на вводное занятие. Но даже при таком результате клуб начал приносить прибыль с первого занятия.
Расчет прибыли от первого занятия
Выручка — 9 600 ₽
Реклама — 5 000 ₽
Аренда зала (почасовая) — 2 200 ₽
Зарплата 2 тренера + 2 помощника — 1 700 ₽
Прибыль — 700 ₽
Развитие
Дамир продолжил давать рекламу и проводить пробные занятия, и ко второму месяцу в школе занималось две группы — дети 3–4 и 5–6 лет. К концу третьего месяца к ним добавились еще 4 группы. В сентябре Дамир открыл второй и третий филиалы. Правда, третий пришлось закрыть. Как шутит сам Дамир, в центре Казани есть кремль и президент, а вот люди живут в других районах.
Спустя 1,5 года после открытия в школе работают 3 тренера, 3 тренера-администратора и занимаются 95 детей. В ближайшее время открывать новые филиалы Дамир не планирует. Расширяться он намерен после того, как действующие залы выйдут на точку безубыточности. Первая точка окупила себя ровно через год, вторая пока нет — летом все разъезжаются, и школа приносит меньше прибыли, чем весной и осенью.
Сейчас Дамир контролирует две из четырех зон, на которые франчайзер поделил Казань. Внутри зон он может открывать сколько угодно филиалов без уплаты дополнительного паушального взноса, выплачивая только роялти — 5% от выручки в месяц. Дамир рассчитывает выкупить права на третью зону — как только заработает нужную сумму с действующих залов.
Ошибки
Дамир признается, что в первые месяцы работы совершил несколько ошибок, которые сдержали развитие бизнеса.
Первый промах заключался в том, что он «перегрел» аудиторию таргетированной рекламой в соцсети. Объявления видели все активные мамы и папы Казани. Через короткий срок аудитория «выгорела» и перестала воспринимать ее. Стоимость лида подскочила с 50 рублей до недопустимо дорогих 700 рублей.
Вторая ошибка — Дамир недостаточно много времени уделил управлению новым бизнесом. Он мало контролировал тренеров, в обязанностях которых входят продажи и продление абонементов. В результате конверсия по продлению — ключевой показатель в «Футболике» — опустилась до 70%. Хорошей считается конверсия 80%, отличной — 90% и выше. Сейчас большую часть времени Дамир уделяет управлению школами, хотя бизнес по организации матчей и приносит больше денег.
Третья ошибка — дорогие и неэффективные эксперименты с рекламными каналами. Вопреки рекомендации франчайзера, в декабре Дамир купил рекламу в лифтах за 26 тысяч рублей — она не сработала. Совсем маленький выхлоп дали и промоутеры у детских садов, хотя Дамир утверждает, что в других городах офлайн-реклама эффективна.
Советы начинающим
Дамир уверен — зарабатывать деньги на франшизе «Футболики» можно только в том случае, если это основной вид деятельности. Ни в качестве подработки, ни в качестве пассивного источника пассивного дохода бизнес работать не будет. Не беритесь за организацию футбольной школы, если не готовы лично продавать услуги и тратить на телефонные переговоры с действующими и потенциальными клиентами несколько часов в день.
Дамир советует учитывать сезонность бизнеса. Зимой дети начинают болеть, а летом разъезжаются на каникулы. Пики выручки приходятся на весну и осень, зимой и летом не стоит рассчитывать на максимальную прибыль.
Больше реальных историй франчайзи — в блоге Franchbook.