Мотогонщик Игорь Плеханов: "Я думал о том, что должен выиграть и выигрывал."

06.04.2018

Справка

ПЛЕХАНОВ Игорь Александрович - спортсмен. Родился 26 июля 1933 в Уфе. Окончил школу №12. Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса по мотогонкам на гаревой дорожке. 2-кратный вице-чемпион мира, 5-кратный чемпион СССР в личных и 5-кратный чемп. СССР в командных гонках в составе уфим. команды "Башкирия", 4-кратный серебр. призер чемпионатов СССР , 2-кратный серебряный и бронзовый призер командного чемпионата мира, 3-кратный чемпион РСФСР, двукратный обладатель "Золотого шлема Чехословакии" , Большого Кубка ярмарки г.Граца, Кубка земли Штирия. 6 раз выходил в финал чемпионатов мира. Единственный гонщик СССР, завоевавший медаль в личном зачете в чемпионате мира в гонках по гаревой дорожке. Первым из советских гонщиков вышел в финал чемпионата мира (1961). Был капитаном сборной СССР. Окончил Ленинградский ин-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. Был тренером по мотоспорту Башоблсовета ДСО "Спартак", преподавателем по мотоспорту Баш. областного комитета ДОСААФ, председателем Башкирского республиканского Совета общества автомотолюбителей РСФСР.

Начало

Любовь моя к спорту пошла с велосипеда. Отцовский был велосипед. Он был бухгалтером на нефтеперерабатывающем заводе. Мы тогда жили в Нижегородке, катались по вечерам вместе с ним, купаться ездили на Белую. Он меня возил на раме. А вскоре началась война. Он ушел на фронт и пропал без вести.

Когда я подрос, мать купила мне веломотоцикл «Киевлянин". Я на нем катался - и один, и с компанией друзей. Скорость - это удовольствие. Летишь с горы на велосипеде... Да нет, не страшно было.

Пришел в автомотоклуб получать права. Там ребята занимались мотоциклами, я к ним присоединился. И днем занимались, и ночью, и когда было свободное время. Катались на ипподроме. Там уже проводились соревнования. Сперва они отработают свое, потом мы.

Мотоспорт

В армии я служил шофером. У нас в разведроте были такие тяжелые армейские мотоциклы М-72 - вроде «Уралов», но с пулеметом. А было это на Памире, недалеко от города Оша. Тогда, в 52-55 годах, там бандитов уже не было, так, отдельные вылазки.

Автомотоклуб округа находился в Ташкенте. Устраивались соревнования. И я на них попал вместе с мотоциклом М-72. Занял первое место. С этого и пошло. Попал в сборную Туркестанского военного округа.

Потом демобилизовался, вернулся в Уфу, начал кататься. Порой в Уфе соревнования в 14-00, а в Салавате - в 19-00. Откатаешь, и на машине - в Салават. В 1960 года попал в сборную Союза.

Жизнь

Жил я на Малой Трактовой улице. Дом - крепкий пятистенок на двух хозяев. Дед с бабкой у меня были Кручинины, хозяева фарфоровых заводов, помещики. Был у нас фарфор их работы, ложки серебряные. Все потом пропало.

Дом под горой. С горы спускался на мотоцикле на полном ходу. Перепрыгивал желенодорожные пути и въезжал во двор.

С этой же горы зимой катался на лыжах, тоже прыгал.

Когда с будущей женой познакомился, как-то приехал на гаревом мотоцикле, въехал на второй этаж ДК ТРЗ, развернулся в фойе и уехал. Чтобы, значит, знала.

Во дворе, на реке

Дом свой, ну и голуби у меня свои. Когда время есть- погоняешь. Они же дворовые, живут себе, как куры. Кошка с собакой их охраняли. Овчарка у меня была, звали ее «Мишка». Как-то зимой иду, а она прыгнула на забор, там на острых пиках и повисла. Принес домой. Так и прижилась, пятнадцать лет жила.

Про кошку я сказал, а еще крыса жила. Летом я спал в сарае, охранял голубей, так она повадилась спать у меня на груди. Я ее не гонял.

Любил я всю жизнь порыбачить. На Деме рыбачил, на Белой. В Дюртюли ездили всей семьей отдыхать почти каждое лето. В палатках жили.

Золотой шлем

Гонщики всего мира приезжали в Ордубицу, в Чехословакию. Там и проходили закрытые соревнования на «Золотой шлем». Когда я этот шлем выиграл, был рад, что выиграл. А больше не могу выразить.

У них там завод был, выпускали мотоциклы «Эссо». Я на них ездил. Когда ушел из спорта, они этот мотоцикл перестали выпускать.

ГАИ

С гаишниками проблем никогда не было. Машину знали, но на стадион никогда не пропускали на ней. А вещи-то в машине! Приходилось тащить их в сумке.

Большой спорт

Сорок лет я отъездил - ни травм, ни переломов. Как слитый был с мотоциклом, мало когда падал. Перед соревнованиями приходил на трассу, смотрел, где есть ямы, где можно зацепиться и сделать прыжок.

Чтобы интереснее было, вставал метров на десять позади линии старта. Это чтобы борьба была.

Слава

Ну что слава - как получалось, так и получалось.

На Западе

Когда был в Германии, в шестидесятых, повезли нас смотреть концлагерь в Берген-Бельзене. И там, на братской могиле увидел я имя своего отца Александра Николаевича…

А в Лондоне, на чемпионате мира брали меня на фальстарт. Начнут заезд и останавливают – дескать, был фальстарт. Чтобы вообще не сняли с соревнований, стартовал чуть позже. Пришел вторым. Не хотели они, чтобы человек из-за железного занавеса пришел первым. Так я дважды стал вице-чемпионом мира.

Вот пригласили меня в Англию опять. Скоро поеду. Там 75 исполняется Британской лиге спидвея, и мне 70. Увижу соперников былых - Ове Фундлена из Швеции, Барри Брикса, он теперь в Новой Зеландии живет, Ронни Мура из Англии, да и многих других тоже.

О чем жалею

Один год не поехал на первенство мира, потому что сдавал госэкзамены в институте, диплом получал. Надо было поехать, я бы выиграл, а диплом таки так бы дали.

О чем думал

По магазинам, как вы спрашиваете, я не ходил, это меня не касалось. Я думал о том, что должен выиграть и выигрывал.