Звездная команда башкирского телевидения

Не сама машина ходит, тракторист машину водит... Эти слова известны нам с детства, и во всяком деле мы прежде всего ищем человека, трудами которого оно продвигается.

Телевидение принципиально противопоказано одиночкам, людям, не способным уживаться в коллективе, и потому, должно быть, мы представляем нашим читателям звездную команду башкирского телевидения. Почему звездную? А вот послушайте.

У нас в гостях режиссер кино и телевидения Азамат Хужахметов и оператор Леонид Мешков.

- Ваш фильм "У слияния трех рек" стал лауреатом 8 открытого республиканского фестиваля - конкурса киновидеофильмов "Земля и люди- 2002" в номинации "фильмы, снятые профессиональными кинематографистами". Что вы почувствовали, когда узнали об этом?

А. Х. Побеждать всегда приятно. Я рад, что фильм понравился жюри. Но главную оценку, конечно же, дает зритель. Очень хочется, чтобы зритель принял наш фильм.

Л. М. Это органично, это жизнь. В ней бывают победы, бывают и огорчения. Хорошо, когда ты востребован. А это бывает, когда свое дело делаешь хорошо, когда умеешь что-то сделать.

А. Х. Вообще-то, это не первая победа. На международном фестивале телевизионных и документальных фильмов в Волгограде в прошлом году фильм "Шаймуратов- генерал" победил в номинации "лучшая режиссерская работа".

Жюри отметило работу и тележурналиста Салавата Хамидуллина. Кстати, где он?

А. Х. Салават, к сожалению, не смог прийти. Он в творческой командировке, собирает материалы к следующему фильму. А так в принципе мы всегда вместе. Мы втроем сняли уже не один фильм, так что смело можно называть нас командой.

Когда она у вас сложилась?

А. Х. Это было года три назад, когда я работал художественным руководителем Башкирского телевидения. ГТРК заказал нам фильм о генерале Кусимове, как раз приближался его юбилей. Фильм это приняли очень хорошо, и сразу же появились мысль сделать фильм о Шаймуратове. Ведь это тоже величина.

Л. М. Мы сплотились в команду уже на первом фильме. А в искусстве команда единомышленников - это великое дело. В таком случае работа идет с радостью, и делаешь то, что нужно. А экран - это уже итог дела.

Любопытно, как делается кино?

А. Х. Все начинается со сбора материалов. Салават великолепный историк и журналист, он буквально выдает целую гору материалов. Мы с ним начинает обсуждать, что войдет в фильм, что не войдет. У кино все же своя специфика, картинка здесь играет большую роль. К тому же надо дать зрителям освоить материал, чтобы он не утонул в потоке информации.

Когда уже сценарный план более- менее готов, подключается Леонид Александрович. Мы определяем, куда поедем снимать, ездим по районам, ищем натуру, расписываем план съемки, выбиваем деньги.

Л. М. Жизнь и творчество тесно переплетены, от это никуда не денешься. Мы обсуждаем, как будем снимать, где, прикидываем смету, и тут же - интересуемся, как дела в семье, кто как живет. У каждого ведь свои планы, и надо с ними считаться.

- Таинственное слово - материалы. Нельзя ли чуть подробнее...

А. Х. Это свидетельства очевидцев, современников, это исторические документы, документы той эпохи. Мы показываем в наших фильмах огромное количество фото и киновидеокументов, которые мы отыскали где только возможно, в том числе и в Wцентральном архива, который распоролjжен в городе Красногорске Московской области. Вот только про Муртазина ничего не нашли. Но это понятно - в свое время их изъяло НКВД. Но они там были.

- Ио вот процесс съемки документального фильма пошел...

А. Х. Днем снимаем, вечером обсуждаем, что получилось, что надо поправить. Решаем, что будем делать завтра, ведь надо позаботиться об актерах, всех разместить, каждому дать задание. Тысячи мелочей.

Л. М. Уже начинаешь забывать, сколько фильмов снял. Но мы делали, кстати, и новогодние фильмы- мюзиклы, это уже художественные фильмы были, не документальные.

Что-нибудь необычное бывает на съемочной площадке?

- Мы стараемся, чтобы это необычное было наших рук дело. Вот, к примеру, трюк, который выполнил наш каскадер Радик Шахмаев был очень необычен. В сцене погони он прыгнул на снегоходе "Рысь" через лошадь, запряженную в сани. Это очень сложный трюк. Не зря он вошел в книгу рекордов Гиннеса.

- Вы, кстати, и сами снимаетесь в своих фильмах. Это дань тщеславию?

А.Х. Вовсе нет. Просто людей не хватает, поэтому у нас вся съемочная команда снимается в фильме. Это необходимость.

- Ваша труд, чувствуется, ненормированный, и суббот и воскресений для вас не бывает. А как ваши семьи относятся к такому распорядку работы?

А. Х. Это действительно так. Фильм диктует, когда его снимать- днем ли, утром или ночью.

О семье могу сказать вот что. Мы с женой познакомились в Москве, во время учебы. В 1997 году у нас родился сын Айман. Тыл у меня, считаю, надежный, так что я работаю спокойно. Жена, правда, говорит, что когда я дома, ей гораздо лучше. Но к работе моей относится с пониманием.

Л. М. А семья уже привыкла за много лет, это уже считается "образ жизни". Даже вот мой сын Александр тоже стал оператором.

А вообще мы с супругой моей Тамарой живем 27 лет, и нашел я ее здесь, на телевидении.

Вообще я снимал и повсюду - в Башкирии, в Америке, во Франции, Турции, Германии. За границей я снимал башкирский балет. И вы знаете, я всегда чувствовал такую гордость за нашу республику, за наши таланты. Мне это всегда доставляло очень большое удовольствие, просто огромное удовольствие. И что скажу еще- я вот родился в Уфе и здесь, наверное, и умру.

-Вы, Азамат, несколько лет проработали в Москве. Что вы нам расскажете об этом?

- Мне хотелось поработать в Москве. Хотелось и людей посмотреть, как работают на московских канала, и себя показать, что называется. Два года я работал у Александра Политковского, известнейшего тележурналиста. Занимался производством фильмов и телепередач. Мои фильмы шли на РТР, цикл "Лицо кавказской национальности" прошел по ТВ-6, еще один цикл - "Территория Север" - показали на Западную Сибирь, мы делали его для телекомпании "Югра".

Теперь я снова в Уфе - назначен генеральным директором вновь создаваемой телекомпании "СТС - Уфа". У нас здесь будет свой круглосуточный телеканал. Это будет полноценное телевидение.

- Теперь на Вас столько ответственности, у вас столько работы. Увидим ли мы новые фильмы, снятые вашей командой?

А. Х. Да, конечно. Предложения снять фильм к нам поступают регулярно.

Л.М. Завтра же и выезжаем, будем снимать национальный симфонический оркестр.

А. Х. У нас много хороших идей. Очень хочется, чтобы они реализовались.

Беседовал Айдар Хусаинов

Справка

Азамат Шарафович Хужаметов - режиссер кино и телевидения, член Союза кинематографистов России. Родился 30 августа 1962 года в селе Кугуш Мелеузовского района. Закончил режиссерский факультет ВГИка, автор более 30 фильмов.

Мешков Леонид Александрович - оператор, родился в Уфе 30 мая 1948 года, окончил ВГИК, операторский факультет. Работает на Башкирском телевидении главным оператором.