398 subscribers

Потерянный мир боевых искусств. Воспоминания Ли Чжонсюань о различиях в школах синъицюань. Часть 1

607 full reads

В молодости я учился у мастера Шан Юнсяна, но лишь спустя годы узнал что люди выделяют его школу в отдельное направление синъи семьи Шана. Многие любители боевых искусств навещали учителя с целью узнать, в чем же его отличие от других направлений стиля. Но он никогда не давал прямого ответа на этот вопрос. Думаю он не считал это важным и даже ученики никогда не слышали от него указания отличия их школы.

Шан Юнсян (изображения взято с baidu.com)
Шан Юнсян (изображения взято с baidu.com)

Что же можно сказать об отличиях его и других направлений синъи? Я не представляю из себя ученого мужа и практиковал всего несколько десятков лет, но находясь рядом с ним, увидел, что в его методе есть и “форма”[1] и “мысль(намерение)”[2]. Только наблюдая за ним можно понять это. А если передать это на письме, то как будто форма без формы, а мысль без мысли. Это не абстрактное высказывание монаха,а реальность и суть тренировочного процесса.

Любители полагают что главное отличие — это внешняя форма.Они привязываются к внешний вещам:

“Передняя нога прямая или нет; задняя рука впереди поясницы или позади локтя?и т.д.”

Конечно, во внешней форме будут отличия. Но это не определяющее качество! Форма и позиция сформировались естественно,в виду многолетней практики, а не с целью создавать отдельное направление синъи.Конечно физические возможности людей сильно отличаются от требований указанным к старым формам. И практикуя огромное кол-во ударов, ты приводишь свое тело к нужной форме. Но разве не смешно создавать направление, опираясь лишь на различия во внешних качествах?

Про Шана говорили:

“Он тренирует мастерство,но не тренирует кулака. Использует цзинь, но не использует ли”[3].

Не стоит тратить время на обсуждение внешних различий, а лучше направим взор во внутрь. Возможно некоторые, рассматривают его систему с позиции тренировки силы (ли), считая его движения удобными для выброса силы. Или же что такие движения подходят невысоким и полным людям.Чего еще только не скажут. В целом, рассуждать о его системе с позиции практики“силы”лишь попусту тратить время.

Если рассмотреть с точки зрения боя и техники нанесения ударов, то возьмем форму ласточки[4]. Школы других направлений синъи используют плечи, а в школе Шана используют ноги. Удары и стойки также отличаются. Но кто сказал, что нельзя использовать плечи? Это отличается от бокса, где зачастую удары имеют однонаправленное движение, апперкот бьется в подбородок,а джеб бьется по прямой. В традиционном ушу,все тело от головы до ног является оружием. Это и называется синъи. Иначе как же можно считаться одним из внутренней семьи?

Трактаты по синъи(изображение взято с baidu.com)
Трактаты по синъи(изображение взято с baidu.com)

Стоит сказать, что одна форма может содержать тренировочные,боевые и демонстрационные техники. Вы не найдете их описания в книгах. Лишь после поклона учителю и принятия в ученики,будет дана цельная система. В текстах говорится о формах, но не о нюансах. Как же разобраться в этом хаосе?

К примеру, в кулачном трактате описана техника поднятия руки при выполнения 劈拳 (пи цюань)рубящего кулака. Задняя рука проходит по внутренней стороне предплечья передней руки, как раз где проходят сухожилия. Это практикуется в оздоровительном методе. Например высоко вперед вытягивая переднюю руку, обе руки неспешно опускаются и возвращаются к телу. Это совсем не имеет отношения к бою,но это один из тренировочных методов. Может быть звучит запутанно. Сложно передать смысл через текст.

(Разные современные вариации синьи внутри направления Шана)

А что такое “цзинь“ в системе Шана? Это невозможно объяснить простым языком. Если примером:

“То "ли” - это как ударить человека пальцем, а “цзинь” - это как ударить всем кулаком."

В старых трактатах синъи есть знаменитая поговорка:

“Все секреты в шаге задней ноги”

К сожалению, среди практикующих удары с выбросом силы, можно заметить как они зарабатывают себе головные боли. Но смогут ли они бить с большой силой? Разумеется смогут. Боксеры при помощи отталкивания и скручиванию поясницы,работают как маятник и развивают большую ударную силу. Это очень рабочая,научная методика. Также они работают на носках, что не приводит к головным болям.

В трактатах упоминается о “секретах“ не как о силе отталкивания, а как о правильном усилии, где сила проходит через все волокна-фасции. Так усилие“цзинь”появляется не через практику растяжения мышц, а при использовании цельной конструкции тела. Через мышцы ног, проходя через нервы и суставы, утолщаясь слой за слоем, сила, доходит до кулака. Это определенная механика.

Через пятку, можно донести весь вес тела в удар. Например,молодой сто килограммовый парень попробует ударить. Высокая вероятность что он не сможет выбить даже половины силы собственного веса. А если бросить мешок в двадцать пять кило с высоты одного метра, то сила удара об землю будет равняться весу мешка. А если ты прыгнешь с высоты чуть выше метра, то структура тела позволит погасить силу падения, распределив ее по земле. Так тело защищается от травм. Но нанося удар по человеку, структура тела также может рассеивать силу удара.

Перевод и редакция Hwan Kirill, апрель 2020. Москва.

[1] 形-Син форма

[2] 意-И мысль, намерение

[3] 练功不练拳,用劲不用力。 劲-цзинь, наработанная сила, т.е. пришедшая с опытом тренировок (иногда переводят как усилие). 力 – простая, механическая сила.

[4] 燕形