У него была своеобразная честность. Он никогда не утверждал, что ему можно доверять.

09.04.2018

Чайна Мьевиль "Вокзал потерянных снов"

Фантасмагорический шедевр, книга, которую критики называли лучшим произведением в жанре стимпанк со времен «Машины различий» Гибсона и Стерлинга, а коллеги по цеху – самым восхитительным и увлекательным романом наших дней.
В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда – человек-птица из далеких пустынь – и просит снова научить его летать. Тем временем жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы – для них самих, всего города и даже структуры мироздания…

Настолько отпугивающей и буквально старающейся оттолкнуть от себя неподготовленного читателя книги еще не было, да и вряд ли скоро появится. Много уже сказано про "странную фантастику" Мьевиля, британского писателя, всколыхнувшего литературные круги. С того момента, как вы возьмете в руки толстенный томик "Вокзала" (если конечно не струсите перед объемом), начнется одно из самых сильных литературных испытаний, и кто из вас - Вы или Книга - выйдет победителем до самых последних строчек будет неизвестно. Мне самому она далась со второго подхода, и, честно сказать, ожидаю от нее реванша, так как рано или поздно обязательно перечитаю в третий раз.
"Странной фантастикой" ее назвали не зря. По сути своей роман представляет собой безумный винегрет всевозможных жанров, среди которых и модный стимпанк, и основанный Баркером сплаттерпанк, да и еще толпа еще не изученных панков. Чувствуется сильное влияние Говарда Ф. Лавкрафта и классических фантастов, вроде Жюля Верна и Герберта Уэллса. И все это настолько органично сливается в единое целое..... но не сразу. Первые сто страниц книги буквально расставляют преграды на пути читателя, заставляя его сойти с дистанции. Жанры меняют друг друга по несколько раз за страницу. Персонажи, которые не позволяют проявить к себе хоть чуточку сочувствия и сопереживанию. Красочно и сочно описанные межвидовые постельные сцены, наверно, даже слишком подробные, вызывающие дискомфорт, а иногда и отвращение. Множество сюжетных линий, на первый взгляд не связанных друг с другом, но как обычно стремящиеся сойтись ближе к концу. Многие бросают эту книгу на 100-150 страничном рубеже.
Но как только Вы сможете перемешать все ингредиенты и позволить голове усвоить их, вы получите незабываемое блюдо с необычным послевкусием, о котором никому не расскажите. И втайне будете хотеть добавки.
Чайна - талантливый писатель, у него свой неповторимый стиль, а уж как он добавляет атмосферности своим работам за счет мелких и многочисленных деталей... Он создает огромные миры, которые описаны до мельчайших подробностей, но у каждого в голове они будут выглядеть по-своему, со своими цветовыми оттенками и расстояниями, внешним видом обитателей и фоновыми звуками.

+ Шикарный, неповторимый мир.

+ Множество сюжетных линий.

+ Лавкрафтовская неизбежность.