3 подписчика

Как я бросил разработку сайтов на заказ

 К успеху приводят чаще правильные привычки и действия, нежели правильное направление движения. Хотя и это тоже.

К успеху приводят чаще правильные привычки и действия, нежели правильное направление движения. Хотя и это тоже. Идеальный цикл, который Эллиот Андерсон пытался выстроить в своей жизни в сериале Мистер Робот, помогает не только вправить себе мозги, но и не отвлекаться на ерунду и повышать продуктивность. 2018 год будет посвящен выстраиванию правильных привычек и циклов в моей жизни.

Сегодня я хотел бы написать, почему я не хочу возвращаться в разработку на заказ. В голове целый рой различных причин, которые неплохо было бы написать здесь. Для очищения мозгов и снижения напряженности. Поехали.

Итак, начнем с субъективных причин. Первое — мне не нравится работать с заказчиками. Практически всё я уже видел и работал: напрямую или косвенно. Каждый раз, когда ко мне обращался новый человек, я всегда оценивал его бизнес-модель и думал над тем, как можно отжать кусочек его рынка с помощью моих навыков. Радость мастерства, которую описывают в различных книгах по психологии, мне радости не приносит. Скорее, грусть от рутины, которую придется делать.

Второе — сам процесс работы. Если раньше я получал удовольствие от общения с клиентом, т.к. старался впитать взгляды людей, которые значительно больше меня зарабатывают, то чем больше я этим занимался, тем сильнее убеждался в том, что никаких секретов-то в общем и нет: упорство и напор. Но постоянное взаимодействие требует времени. И львиная часть этих 4 лет, которые я занимался заказной разработкой, ушло именно на болтовню. Это полезно, но денег в карман не сильно принесло.

Третье — меня всегда удивляло, и удивляет до сих пор, генетическая неспособность значительной части людей к стратегическому мышлению и оценке ситуации в целом, а не сегментами. Несмотря на обилие рекламных инструментов и их совершенствование с каждым днем, все всегда начинается с базового предложения, пресловутого УТП, которым бросаются инфобизнесмены всех мастей, фрилансеры и агентства. При этом, каким бы креативным не было УТП, оно с вероятностью в 90% разобьется о нежелание или невозможность владельца бизнеса что-то поменять. В итоге, конкуренция в России строится исключительно по цене: в рекламе цены становятся главными преимуществами и недостатками одновременно. Даже немцы бы позавидовали такой страсти к мнимому счетоводству.

Конечно, экономика РФ состоит из говна и палок. Даже, как говорил мой заказчик, для этого есть свой термин: какономика — система, при которой потребитель платит мало, получает говно и доволен приобретению. Т.е. он изначально знает, что покупает кал и не строит иллюзий относительно его качества и гарантий. Работает — круто? Не сломалось в течение года? Вообще супер. Привычки хлопать в самолетах и садиться в самолет с молитвенником в кармане и четками с крестом в руке проникли во все сферы российской жизни. Атмосфера массового наёба преследует русского Ивана везде, и он соглашается с текущим положением дел. Я бы назвал это потребительский фатализм. Благодаря соцсетям, он принимает иногда извращенные формы: люди подсознательно рады плохой покупке: в этом случае они могут излить всю свою желчь на страницах соцсетей и получить сочувствие и поддержку от себе подобных.

Но есть исключения. Несмотря на кривляния нашей политической оппозиции и нездоровой страсти к интерпретации цифр росстата, у нас есть средний класс, который может позволить себе нормальные продукты и справедливо ждет повышенного качества от большой цены. Но в масштабах всей страны доля этих людей невелика.

И вот на этом трухлявом пне как-то пытается уцепиться гриб российского малого и среднего бизнеса, с которым я работал. Как я уже и сказал, в море большой неопределенности, бизнес пытается найти землю на горизонте с помощью микроскопа. И ничего не видит, кроме работы по-старинке.

Несмотря на потребительские настроения, у нас есть примеры того, что можно делать "дешево и круто". Ашан, Магнит, Макдоналдс, мобильные операторы, Сбербанк, Тинькоф, Убер, Яндекс.Такси, Евроавто, Технониколь, Петрович, Metro, рестораны "Токио Сити", Волковская пивоварня — список можно продолжать довольно долго. Да, это не малый бизнес. Кто-то им был. Но положа руку на сердце, тот же Сбербанк мог бы легко оставаться родиной очередей и хамства, ему не нужно было делать крутое мобильное приложение, сокращать издержки и время в очереди. Но он сделал. Петербургскому метро не нужно было ставить турникеты с бесконтактной оплатой картой. Но они их поставили. Как и вай-фай. Можно сказать, что это касается лишь миллионников, но факт того, что мы сами улучшаем свою жизнь, хотя нас об этом не просит политрук, достоин уважения и радости.

Я написал это к тому, что несмотря на любовь к говну, потребитель постепенно привыкает к мысли, что слова "дешево" и "качественно" могут быть рядом и в одном предложении. И вот здесь таится самый большой удар для МСБ: люди покупают говно, пока их сегмент не заинтересует корпорации или пока не найдется отщепенец, который начнет работать прозрачно и давать качественный продукт за меньшую цену.

И здесь жопа начинает пригорать. Бизнесмен сравнивает свой бизнес и бизнес более успешного конкурента и не понимает, в чем разница. А разница такая же, как между человеком, который ежедневно бегал по утрам и офисным клерком, по пятницам заливающим свою жизнь бухлом.

Обычно, здесь происходит прозрение. Но чаще всего нет — начинается впаривание, старая добрая российская забава. В которой я неплохо преуспел.

Продолжение следует.