О литературе доступным языком: "Русская литература для всех"

Типичная ситуация: человек изучал русскую литературу в школе, от школьных лет в памяти осталось "Печорин - лишний человек", "тройка-Русь", что-нибудь про ужасы крепостничества и чувство смертной скуки. Проходит пять или десять лет, и у некоторых возникает любопытство: но ведь как-то же эта "скука" стала классикой, почему же? О чем оно вообще, и как это читать?

Кстати сказать, нужно понять одну важную вещь: если бы вся эта литература была исключительно об ужасах крепостничества, несовершенствах царской России и жадных помещиках, то она бы так и осталась в прошлом, и сейчас была бы интересна только историкам. Если она остается актуальной для нас сейчас, значит в ней есть что-то еще.

К нашему счастью, есть несколько книг, которые помогают разобраться в этом вопросе. Это то, что я сама с удовольствием читаю, чтобы задуматься над неожиданными точками зрения на произведения, и то, что время от времени советую ученикам или просто знакомым, которые спрашивают меня о русской литературе. Они рассчитаны на тех, кто "знал, но забыл", проспал школьную программу, и теперь хочет наверстать, или просто хочет сформировать какую-то внутреннюю карту, чтобы ориентироваться в русской классике.

Думаю сделать несколько постов, в которых расскажу о таких познавательных книгах. И первая из них - трехтомник "Русская литература для всех. Классное чтение" И. Сухих. Игорь Сухих - преподаватель Санкт-Петербургского университета, исследователь творчества Чехова и Довлатова, а также других произведений русской литературы двадцатого века. Мне посчастливилось слушать его лекции, и они запомнились мне удивительной ясностью и выразительностью, способностью автора прояснить даже сложные вопросы. Эти качества в полной мере проявляются и в "Русской литературе для всех".

Эта серия книг - последовательное изложение истории русской литературы, от "Слова о полку Игореве" до конца двадцатого века. В центре внимания - как раз произведения и авторы, которые есть в школьной программе. О каждом авторе - сначала биография и история творческого пути, а потом разбор одного или нескольких ключевых произведений. Каждый исторический период тоже начинается с подробного обзора.

"Русскую литературу для всех" можно читать, даже если вы читали какие-то произведения давно или не читали вовсе. (Да, еще одно преимущество классической литературы - она не боится спойлеров). Более того, она поможет создать общее представление о русской литературе, понять, что с чего начать знакомство с ней - какое произведение может оказаться близким лично вам. К тому же, если сначала понять контекст, в котором творил автор, познакомиться с его жизнью, понять, к чему он стремился в своем творчестве, разобраться с текстом, даже написанным сложным языком, будет уже легче.

При этом никаких школьных "что хотел сказать автор" в книге нет, а есть объективный анализ произведения, который показывает, как его можно читать, чтобы понять - и что оно может сказать нам сегодняшним. Сама я нередко заглядываю в содержание книги, чтобы освежить основные тезисы, выделить из немалого массива информации (у меня тут полтора мешка университетских конспектов лежит, в частности) то, о чем нужно говорить с начинающим читателем в первую очередь. Это очень человечная книга - вместо портретов из учебника на ее страницах возникают люди. И авторы, и их персонажи превращаются в живых людей со своими историями и переживаниями, вполне понятными и нам - а это очень важно для первого знакомства с книгой, еще до того, как мы углубимся в дебри литературоведческого анализа.

Дополню пост еще одной книгой того же автора, которая мне запомнилась еще со школы - "Русский канон. Книги ХХ века". Прочла ее по рекомендации учительницы литературы еще в 11 классе, с любопытством узнавая о тех текстах, которые еще не читала. Помню, что для меня эта книга была как увлекательное произведение - неважно, знаю я эти тексты или нет, но какие у них истории! К школьной программе она привязана в меньшей степени, скорее ее можно посоветовать тем, кто хочет составить общее представление о книгах этого периода.