Участие в мастер - классах добавит ли уверенности ребенку в себе

09.04.2018

В последнее время большое количество различных мастер - классов предлагается ребятам на развлекательных мероприятиях, фестивалях. Детям из детских социальных учреждений много поступает приглашений на посещение праздников или мамы дома сами формируют занятость своего ребенка. Тут важно не переусердствовать, соблюсти меру, чтобы ни случилось психологического перенапряжения у детей, не важно, в семье или в детском доме они живут.

Как-то, пару лет назад, перед праздником День защиты детей я, будучи волонтером, помогала организовывать концерт в музее на поклонной горе, где дети выступали перед детьми. Концерт был организован для воспитанников и выпускников детских домов.

Мы обзванивали сиротские дома, центры содействия семейному воспитанию, ресурсные центры семейного устройства города Москвы, чтобы пригласить детей на мероприятие и в качестве зрителей, и в качестве участников. Порадовало то, что воспитатели заботятся о своих учениках, говорят сразу, если дети перегружены и не смогут приехать. Порой график детей сформирован на месяц вперед и при корректном распределении нагрузки, это нормально! Я подумала, что, может быть не делать фондам столько мероприятий в день большого праздника, а брать время немного позднее или раньше, как перед новым годом, начинаем отмечать с середины декабря и до середины января?

Если московские дети перегружены мероприятиями, то в Подмосковье уже меньше. Чаще всего нам отвечали, что нет транспорта или он не на ходу, что бы доехать до Москвы.

Если у ребят не получается приехать, то важно стремиться посетить их самим волонтерам. Почему?

Для ребят, это социально-психологическая адаптация при помощи содержательных мастер – классов, тематика которых, возможно, повлияет на выбор профессии в дальнейшем.

Стараясь выявить и развить творческий потенциал, личностные качества, моральную и эмоциональную устойчивость воспитанников и выпускников сиротских учреждений, мы позволяем формировать в них уверенность в себе, необходимую для самостоятельной жизни вне учреждения.

Дети ведь постоянно играют, а игра это один из важных видов, где они раскрепощаются. И обучаются лучше через игру, каковыми являются и мастер классы. С одной стороны, это обучение определенному организованному знанию, с другой – это полет творческой мысли ребенка, творческая игра. Цель есть, но она не конкретная, творческая, игровая, в итоге у детей при одном и том же задании, получаются разные работы.

1. Ребенок выбирает мастер класс по своему желанию.

2. Ребенок выбирает тематику, цвет и материал, из которого делает игрушку, поделку, сувенир.

3. Ребенок выбирает и находит выражение в танце, приготовлении блюда, выступлении на сцене (песня, стихотворение, фокусы, роль ведущего), написании картин.

Мое мнение, что пресытить мастер-классами нельзя, при одном условии, они должны быть разнообразными. А ребенок сам выбирает делать или нет. И никто не должен заставлять его то, что он не хочет.

Возможно, необходимо думать шире, и выходить за пределы привычного, тогда и очень занятым и серьезным детям можно найти подход и научить новым знаниям.

Кроме участия в мастер-классах по росписи деревянных пазлов, веселых украшений: усы, губы, бантики, очки на палочках, пластилиновому рисованию. На праздник ко Дню защиты детей на Поклонной горе, были приглашены школьники и студенты с мастер-классами по робототехнике и авиамоделированию. Мальчишки и девчонки заинтересованно наблюдали за управляемыми моделями, пробовали запускать.

А на улице кроме привычных уже декупажа и тряпичных кукол, ходили Ангелы на ходулях и играли музыканты на африканских барабанах.

Как пишет В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог в своей работе «Сердце отдаю детям» - «надо стремиться, что бы труд детей был разнообразным, творческим, способствовал раскрытию их задатков и наклонностей».

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Развивая мастерство пальчиков и рук, дети развивают ум».

«Чувствуя себя творцом, человек хочет и стремится быть лучше, чем он есть. Трудно переоценить значение того, что уже в годы детства, на пороге отрочества человек осознает свои творческие силы и способности. В этом осознании – самая сущность формирования личности».

«Необходимо, что бы труд показался детям интересной игрой, а разве есть ребенок, которому бы не хотелось поиграть?»

И вторят ему известный американский врач, психиатр Стюарт Браун и соавтор Кристофер Воган: «Жизнь без игры – изнурительное, механическое существование, организованное вокруг выполнения дел, необходимых для выживания. Игра – это палочка, без которой не смешаешь и коктейль. Это основа всех искусств, книг, спорта, фильмов, моды, веселых занятий и чудес – короче говоря, основа того, что мы считаем цивилизацией. Эта сама суть жизни. Игра и делает ее живой».

Все дети, которых я спрашивала на празднике «Дети детям» говорили одно и то же, что им очень понравилось, и они очень хотели бы быть не только в качестве зрителей, но и в качестве участников!

Дети едины в своем детстве и его нужно беречь и помогать жить, ориентировать ребят в стенах и вне детских социальных учреждений.

А что с уверенностью в себе?

Два слова об актерском мастерстве. Я и сама была на таком занятии, участвовала и с удовольствием выполняла задания педагога и попутно наблюдала, как дети из хмурых, оценивающих тебя, серьезных и подозрительных, раскрепощались и становились более дружелюбными и общительными. Явная положительная динамика.

Размышляя о том, помогает ли участие в мастер - классах ребенку стать уверенным в себе? Думаю, что да!

Во – первых, это что - то, сделанное своими руками.

Во – вторых, делать или нет, зависит только от самого ребенка.

В третьих, он может быть мечтой, которая, при стремлении к ней и правильной постановке целей, однажды станет реальностью. Вопрос настойчивости и упорства.

В четвертых, что бы понять, как осуществить мечту, необходимо дать ребенку в руки не «рыбу, а удочку», дать ориентир маленькому человеку в большом мире возможностей и соблазнов. Показать как можно раньше, широкую сферу применения способностей человека, я вижу в этом задачу фондов в организации различных мастер – классов и мероприятий для детей. А задать направление развития и роста, выявить таланты, как можно раньше, задача воспитателей в любых детских учреждениях или родителей.

В пятых, давать свободу действий, креатива, и лишь слегка, научив однажды, напоминать о правилах поведения потом.

Предоставить свободный «доступ к внутренней мотивации, которая позднее должна стать движущей силой всей их жизни», пишут в своей работе Стюарт Браун и Кристофер Воган «Игра, как она влияет на наше воображение, мозг и здоровье».

И все же, чаще всего детей направляют в определенные профориентационные колледжи, но есть и исключения, когда ребята сами заинтересовываются, выбирают и идут получать образование по собственному желанию. И хочется верить, что, научившись понимать себя и свои желания с детства, узнав о возможностях в мире, человек еще в подростковом возрасте научится ставить цели и сможет осознанно выбрать свой путь, несмотря ни на какие препятствия окружающей действительности.