Ответы ФСРАР на вопросы о ЕГАИС 3.0

С 15 марта ЕГАИС принимает товарно-транспортные накладные только формата версии 3. А.В. Гущанский, начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования, ответил на вопросы слушателей 1С:Лектория от 02.03.2018 о формате ЕГАИС 3.0 и помарочном учете алкоголя.

Потребуется ли в оптовом звене вскрывать упаковки и сканировать каждую бутылку?

Мы понимаем, что сканировать каждый штриховой код на бутылке в оптовой продаже или при импорте нецелесообразно, поэтому мы закладывали возможность агрегации в групповой таре – коробах, палетах – и возможность передачи их маркировки и идентификационных кодов. Получатели смогут понимать, какая продукция в каких коробах находится, и на основе этого строить свою логистику.

Мы не требуем открывать на оптовом звене короба, сканировать каждую бутылку, потом снова все запаковывать.

Если ваши контрагенты вводят у себя такой порядок учета, не нужно это перекладывать на РАР и говорить, что это их требование. Это ваши собственные бизнес-процессы, которые вы решили выстраивать таким образом.

Некоторые сети сообщили, что не будут принимать продукцию с марками «побутылочного» учета до 1 июля. Оправдано ли это?

Да, у нас есть письмо от ряда участников рынка, в котором они сообщают об этом.

Мы работаем с розницей и обговариваем этот вопрос. Мы такой подход не приветствуем, потому что с 1 июля без марок ничего ходить не будет. Если систему не обкатать сейчас, есть риск после введения обязательного «побутылочного» учета просто «встать». Мы акцентируем внимание на том, что хотя бы какой-то пул продукции нужно прогнать, чтобы настроить свои процессы и учетные системы.

Будет ли производитель наносить какую-то информацию на новый формат марки?

Нет. В составе алкогольного кода содержится уникальный идентификатор марки, он неповторимый для другой марки. Вы можете марку получить и уже через 15 минут наносить на бутылку.

Вы нам отдаете отчет, что вы произвели продукцию с вот такими номерами марок. В этот момент и происходит привязка конкретной марки к конкретной продукции. Нанесение какой-либо информации с вашей стороны в данном случае не требуется.

Подскажите по поводу функционала переноса остатков с КПП на КПП. Изменился КПП, остался тем же адрес деятельности. Мы пробовали два раза, ни чего не происходит.

В инструкции написано, что мы рассматриваем два рабочих дня. Если в личном кабинете место деятельности не выделяется зеленым цветом, значит мы приняли отрицательное решение по поводу переноса остатков между этими двумя адресами. Этот функционал используется лишь для одной ситуации – когда адрес остался аналогичным.

Возможно, вы его уточнили до номера помещения, добавили литеру к дому, но все остальное осталось аналогичным. После того, как строчка загорелась зеленым, необходимо сделать накладную на перемещение остатков.

Случилось так, что в заведении общественного питания бармен пробил по кассе и списал марку, не отсканировав. В итоге получился излишек. Что в такой ситуации делать?

Вы допустили нарушение порядка списания. Будет ли лицензирующий орган обращать на это внимание, я не могу сказать, потому что вас лицензирует субъект. Для того чтобы подбить остатки к нормальному состоянию, есть акт списания с основанием «иные цели», там штриховой код указывать не обязательно.

Будет ли в личном кабинете информация для формирования декларации?

Декларации – это пережиток прошлого. Многие из вас спрашивали, должны ли равняться декларации с ЕГАИС. Мы отвечали, что они не могут равняться, потому что это разные методологии учета. Например, в декларации товар указывается по дате накладной, а в ЕГАИС – по дате поступления. То есть, с точки зрения декларации товар уже у вас, а с точки зрения ЕГАИС – еще нет.

Какие электронные подписи можно использовать для ЕГАИС?

Для ЕГАИС используется любая электронная подпись, выданная любым удостоверяющим центром (УЦ) по 63-ФЗ и сгенерированная на аппаратный криптоключ. УЦ должен предоставить подпись и средства работы с подписью.

Мы никого не ограничиваем, единст!венное требование по ЕГАИС – использование аппаратного ключа. У нас был выбор – аппаратный криптопровайдер или программный. Если бы мы выбрали программный, всем участникам рынка пришлось бы продлевать ежегодно лицензию программы, выход новой операционной системы повлек бы адаптацию с криптопровайдером и много других проблем. Аппаратный криптоключ записан на флешке, она покупается единожды. Есть правда проблема с криптоключами, выпускаемыми компанией «Аладдин». В дальнейшем мы думаем, что сможем в рамках УТМ реализовать моменты, позволяющие не так интенсивно использовать образ записи ключа и тем самым значительно повысить срок работы криптоключа.

Какие есть для производителей решения на рынке для введения «помарочного» учета?

Мы проанализировали большое количество производственных линий на разных предприятиях и удостоверились, что одинаковых линий нет. Типового решения в таком случае быть не может. Они будут состоять из одинаковых компонентов, но места размещения сканеров и других элементов будут почти всегда разные.

Есть решения и для производителей, и для импортеров, все они отличаются уровнем автоматизации, ценовым диапазоном. На многих предприятиях они уже тестируются. Мы обратились к участникам рабочей группы с просьбой не отказывать другим участникам рынка в возможности посмотреть, как у них реализовано внедрение «помарочного» учета.

Для розницы больших изменений не предвидится, они и сейчас сканируют марку каждой бутылки при продаже.

Когда планируется отмена алкогольных деклараций для магазинов?

Для магазинов декларации отменены уже с этого года. По 14 статье розница декларации не сдает, за исключением ряда вариантов. В их число входят магазины в поселениях без интернета, освобожденных от фиксации продажи в ЕГАИС, организации общественного питания и розничная продажа пива.

Если у вас фиксируется закупка и розничная продажа продукции в ЕГАИС, декларации вам сдавать не нужно.

Еще больше полезных новостей для бухгалтерии и бизнеса на канале Первый БИТ Воронеж и на сайте Первый БИТ