Экипаж машины боевой

Весной 1984 года в кинопрокат вышел фильм «Экипаж машины боевой», рассказывающий о танковой дуэли советской тридцатьчетвёрки и немецкой «Пантеры». Мало кто знает, что автор сценария этого фильма Александр Иванович Милюков, герой Советского Союза, настоящий танковый ас. О нем и пойдет наш сегодняшний рассказ.
 Александр Иванович Милюков
Александр Иванович Милюков

Будущий герой родился 19 февраля 1923 года в Наровчате. Как и многие его сверстники, Александр с детства мечтал стать летчиком. Стремительное развитие советской авиации в тридцатые годы прошлого века, сверхдальние перелеты, рекорды скорости и высоты, делали эту опасную профессию необычайный популярной и притягательной. Кумирами тогдашних мальчишек были Валерий Чкалов, Михаил Громов Георгий Байдуков.

В 1940 году, окончив 10 классов в родном Наровчате, 17 летний Александр Милюков поступил в школу гражданского воздушного флота. С началом войны его призвали на воинскую службу и направили в Борисоглебское военное авиационное училище. Однако стать военным летчиком, Милюкову было не суждено. Один из учебных полетов закончился аварии и травмой пилота.

Этот несчастный случай коренным образом изменил судьбу нашего героя. После госпиталя, списанный с лётной работы, старшина Александр Милюков, попадает в танковые войска и становится стрелком-радистом танка КВ.
КВ-1
КВ-1

Эта боевая машина, была сконструирована на Кировском заводе в Ленинграде за два года до начала войны. Название КВ, танк получил часть Клима Ворошилова, тогдашнего народного комиссара обороны. В сорок первом году, эта машина являлась лучшим тяжелым танком в мире. Вес КВ составлял 47 тонн, а максимальная толщина брони доходила до 100 миллиметров. Основным вооружением танка было 76-и миллиметровое орудие, способное поражать любую немецкую бронетехнику образца сорок первого года с километровой дистанции.

На этой грозной машине, Александр Милюков принял свой первый бой. Его место радиста, располагалось в левой части корпуса танка, а в его обязанности входило обеспечение радиосвязи и ведения огня из курсового пулемёта.

Интерьер отделения управления танка КВ-1. Слева от места механика-водителя размещена радиостанция 10-Р, над ней — шаровая установка курсового пулемёта. Справа от щитка приборов видны баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя.
Интерьер отделения управления танка КВ-1. Слева от места механика-водителя размещена радиостанция 10-Р, над ней — шаровая установка курсового пулемёта. Справа от щитка приборов видны баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя.
В одном из боев на Брянском фронте, лобовая броня КВ спасла экипаж Александра Милюкова. С разбитой гусеницей их танк превратился в неподвижную мишень для германских противотанковых орудий. Однако, ни один из двух десятков снарядов, не смог пробить уральскую броню.

В ходе ожесточённых боёв сорок второго года на Брянском и Сталинградском фронтах, бригада, в который воевал Милюков, потеряла все свои танки и была отведена в тыл для отдыха и пополнения. Здесь бригада получила новую материальную часть, танки Т-34. В годы войны, эта боевая машина стала настоящей рабочей лошадкой советских бронетанковых войск. Конструкция этого танка представляла собой оптимальное сочетание боевых, технологических и эксплуатационных характеристик. Т-34 был эффективен в бою, прост в производстве и легко ремонтировался даже в полевых условиях. Все это по праву делало его лучшим танком Второй Мировой войны.

Т-34
Т-34
В ходе перевооружения, Александр Милюков поменял и свою воинскую специальность. С места стрелка-радиста, он пересел за рычаги этой грозной боевой машины, став ее механиком-водителем.

В феврале сорок третьего года, в боях за Харьков, экипаж Александра Милюкова одержал первую победу над немецким «Тигром». Однако удача не всегда сопутствовала нашему герою. В ходе Харьковского сражения, ему впервые пришлось выбираться из горящего танка и возвращаться к своим по нейтральной полосе. За войну, Милюкову придется 13 раз экстренно покидать подбитую машину. Летом сорок третьего года, в разгар боёв на Курской дуге, в поединке один на один, Т-34 Милюова уничтожает «Пантеру», а в последующих боях, еще три немецких и«Тигра». Всего же на Курской дуге, экипаж нашего героя уничтожил семь танков противника.

Орден Красной Звезды, одна из первых наград советского государства. В годы Великой Отечественной войны, он вручался около 3 миллионов раз. Александр Милюков, за бои лета-осени сорок третьего года, получил его дважды.

Один из эпизодов фронтовой карьеры нашего героя, имевший место летом сорок третьего года на Курской дуге, впоследствии будет запечатлен в художественном кино. Речь о той самой танковой дуэли экипажа Милюкова с немецкой «Пантерой», завершившийся победой советских танкистов. На основе этого реального боя, Александр Иванович Милюков, будучи режиссером Одесской киностудии, написал сценарий фильма «Экипаж машины боевой». Эту работу он посвятил памяти своих фронтовых товарищей, не доживших до Победы.

В ходе войны, советские бронетанковые войска, постоянно испытывали дефицит командирских кадров. Высокие потери вынуждали выдвигать на офицерские должности, наиболее опытных и способных сержантов. После Курской дуги и форсировании Днепра, командование бригады решила, что старшина Милюков достоин стать офицером Красной армии. Для этого, в начале сорок четвертого года, он был направлен на краткосрочное обучение в Саратов.

Окончив училище, свежеиспеченный младший лейтенант вернулся на фронт и получил под свое командование взвод танков Т-34, знаменитой 53-й гвардейской танковой бригады.

Командовал этой воинской частью легендарный танкист — дважды герой Советского Союза полковник Василий Архипов. Под его руководством, эта бригада прошла с боями от Сталинграда до Берлина. Весной сорок пятого года гвардейцы готовились к финальному штурму столицы неприятеля. В составе 53-й бригады, Александр Милюков будет участвовать в завершающих сражениях Великой Отечественной и заслужит звание героя Советского Союза.

Архипов Василий Сергеевич
Архипов Василий Сергеевич
Наградной лист скупо передает основные моменты боевого пути Александра Милюкова в последний месяц войны. Здесь и форсирование реки Шпрее и уличные бои в Берлине и стремительное наступление на Дрезден.

В ходе берлинской операции, взвод нашего героя постоянно находился в авангарде бригады. На второй день операции он разведал брод через реку Шпрее и первым форсировал эту хорошо укрепленную водную преграду, обеспечив тем самым наступление всего корпуса. Уличные бои в Берлине, лейтенант Милюков вел уже будучи командиром роты. На своем танке он принял непосредственное участие в штурме штаб-квартиры СС на Александерплац. После капитуляции берлинского гарнизона, 53-я гвардейская танковая бригада была нацелена на Прагу. Танк Александра Милюкова привычно наступал во главе передового отряда. 7 мая, за два дня до Победы, наш герой принял свой последний бой, в ходе которого, он со своей ротой уничтожил танковый заслон противника, но и сам был серьезно ранен.

Уже в госпитале Александр Милюков узнал, что 27 июня 45-го года, за проявленный им в ходе берлинской операции героизм, ему было присвоено звание героя Советского Союза.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте "Палец вверх"