Лётчики горького июня сорок первого...

06.04.2018

Степан Митрофанович Гудимов
Степан Митрофанович Гудимов

Вечером 21 июня 1941 года на аэродроме под Пружанами было шумно от детских голосов. Ребята из близлежащих школ приехали сюда накануне, чтобы участвовать в ставшей в то время популярной военно-спортивной игре "Зарница". В десять часов отбой и каждый из ребят засыпал с мыслью о том, что именно завтра будет их день и они обязательно выиграют...

В 3:30 в небе над Пружанами раздался гул самолетов. Здесь к ним уже привыкли. Во-первых, соседство с аэродромом, ну и во-вторых, немецкие разведчики в последнее время частенько стали заглядывать на чужую территорию. Правда их наши асы тут же сопровождали обратно до границы. Можно спать спокойно. Однако, в этот раз звук двигателей был намного мощнее.

В то время на аэродроме под Пружинми базировался 33-й истребительный авиаполк. У них на вооружении И-16 и 153-я "Чайка" производства тридцатых годов. Со стороны Люфтваффе — Хейнкель-111 и Юнкерс-88.

Истребители И-153 «Чайка» и И-16
Истребители И-153 «Чайка» и И-16

Оба немецких самолёта — бомбардировщики. Правда Юнкерс универсальнее. Освобождаясь от бомб, он тут же переходил в класс ночных истребителей. Первые взрывы прогремели на окраине Пружан, а затем дым окутал и советские военные аэродромы. Это была главная цель.

Бомбардировщик He 111
Бомбардировщик He 111
Бомбардировщик Ju 88
Бомбардировщик Ju 88
Эта война должна была быть молниеносной...
Вермахт рассчитывал закончить ее приблизительно за 8 недель. На тот момент считалось, что это сильнейшая армия мира. Уже было одержано ряд побед. Эта война была на полное уничтожение государства, народа. Нацисты предполагали, где-то, около 30 миллионов жертв среди гражданского населения.

— Йорг Морре, историк. Считает, что 8 мая 1945 года — день, когда подписывали акт о капитуляции в Берлине, стал и днем освобождения для всего немецкого народа.

По странному стечению обстоятельств, большинство самолетов на аэродроме стоит с пустыми баками, без боекомплекта и без маскировки. На фоне восходящего солнца цель видна, как на ладони. Все руководство аэродрома также отсутствует. К тому же с вечера 21 июня пропала связь. Авиаполк полностью изолирован. Условия просто идеальные для нападения. Все происходило настолько стремительно, что лишь единицам советских летчиков удалось взлететь и ответить на удар.

Дети, которые накануне приехали сюда на военно-спортивную игру "Зарница", оказались в эпицентре налетов бомбардировщиков Люфтваффе. Выжили единицы.

Первоначальные успехи Вермахта поразительные. Быстрое продвижение вперед, огромное количество военнопленных и полностью фактически уничтожена авиация. Но с другой стороны, это продвижение было недостаточно быстрым, как ожидали. Красная армия оказала серьезное сопротивление и сражалась до последнего бойца

— Йорг Морре, историк

Приблизительно в 5:20 с аэродрома под Пружанами взлетает три самолета. За штурвалом И-16 Степан Кудимов, заместитель командира авиационной эскадрильи.

Говорили местные жители, что здесь шли страшные бои...
В окрестных селах просто вылетали из окон стекла, сотрясалась здесь вся земля, потому что несколько раз прилетали сюда немецкие самолеты, бомбили этот аэродром

— Наталья Прокопович историк-краевед. Изучает историю Пружанского района, более 20-и лет. Лично встречалась с очевидцами боя Гудимова.

Истребитель И-16, по прозвищу "Ишачок". В начале тридцатых, он стал первым в мире серийным высокоскоростным низкопланом с убирающимся шасси. Его испытывал сам Валерий Чкалов. Однако, это был практически фанерный самолет. Основные компоненты — дерево, алюминий и конструкционная сталь.

Степан Кудимов врезается в немецкое звено и атакуют Хейнкель. Он сбивает один бомбардировщик, делает вираж и заходит на другой, но пулеметы на И-16 почему-то замолчали.

Почему боеприпасы закончились так быстро, конечно же встает вопрос. Но на этот вопрос, скорее всего мы ответить уже не сможем потому что, по воспоминаниям, опять же очевидцев, боеприпасы на Куплинском аэродроме могли закончиться еще раньше. Могла быть диверсия, что угодно

— Наталья Прокопович, историк-краевед

Гудимов принимает решение идти на таран. Он заходит в хвост немецкому бомбардировщику, при этом его самолет уже подбит и у него остаются считанные секунды, прежде чем он сам рухнет вниз. Еще мгновение и винт самолета разрубает хвостовое оперение Хейнкеля. Правда некоторые очевидцы впоследствии утверждали, что это был именно Юнкерс.

Неясно, был ли в тот момент Гудимов в кабине самолета или нет. Существует еще и версия, что ему все-таки удалось выпрыгнуть с парашютом, но зацепился стропами за фюзеляж немецкого самолета. В любом случае, оба варианта ведут к одному — к гибели советского летчика.

Но тем ни менее, имя этого летчика осталось в истории. Безусловно в Пружанах о нем помнят, в Пружанах находится памятник, посвященных, в Пружанах находится улица и изучали этого человека, его жизнь

— Наталья Прокопович, историк-краевед

15 февраля 1968 года, старший лейтенант Степан Гудимов был посмертно награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Еще через четыре года в городе Пружаны, в самом его центре, появится памятник легендарному летчику — воздушный винт самолета с красной звездой и памятной надписью от благодарных потомков.

За первый день войны Военно-воздушные силы Западного военного округа потеряли 738 самолётов из них 528 так и не поднялись с земли. Командующий ВВС Иван Копец, совершив облет разрушенных аэродромов и оценив масштабы потерь, 22 июня 1941 года в 18:00 застрелился в своем кабинете.

Копец Иван Иванович
Копец Иван Иванович

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте "Палец вверх"