Воздушный поединок

16 August 2018
1,1k full reads
4 min.
1,3k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 85% of the total page views
4 minutes — average reading time

Рассказывает Владимир Лазаревич Зархи. Жизнь Владимира Лазаревича тесно связана с авиацией. В свое время он летал бортмехаником с Валерием Чкаловым.

В. П. Чкалов (второй слева) в группе авиаконструкторов и летчиков. Второй справа — В. Л. Зархи.
В. П. Чкалов (второй слева) в группе авиаконструкторов и летчиков. Второй справа — В. Л. Зархи.
В. П. Чкалов (второй слева) в группе авиаконструкторов и летчиков. Второй справа — В. Л. Зархи.

Этот поединок состоялся в 1929 году. Валерий Павлович работал в то время летчиком Осоавиахима. Он катал пассажиров над Ленинградом. Уже тогда Чкалов был, что называется, «классным» летчиком. Но слава и признание пришли к нему позже. А тогда его имя еще не было широко известным.

В. П. Чкалов — летчик эскадрильи Осоавиахима. 1929 г.
В. П. Чкалов — летчик эскадрильи Осоавиахима. 1929 г.
В. П. Чкалов — летчик эскадрильи Осоавиахима. 1929 г.

На том же самом аэродроме, с которого Валерий Павлович возил ленинградцев на воздушные прогулки, находились самолеты международной линии Ленинград—Кенигсберг. Их обслуживали советские и немецкие летчики. Один из немцев, Беринг, входил в десятку лучших летчиков Европы.

...Стоял хороший августовский день. На аэродроме приятно пахло свежескошенной травой.

Прогулочных рейсов в этот день не было. Мы должны были сделать пробный полет на самолете, только что вышедшем из ремонта.

И самолеты Осоавиахима, и самолеты, летавшие в Кенигсберг, были одной и той же марки — «Юнкерс-13». Только наши были послабее, всего в 185 лошадиных сил. А на международной линии летали самолеты с моторами в 240 лошадиных сил.

Самолет «Юнкерс-13», курсирующий на линии Ленинград — Рига. 20-30е годы 20-го века.
Самолет «Юнкерс-13», курсирующий на линии Ленинград — Рига. 20-30е годы 20-го века.
Самолет «Юнкерс-13», курсирующий на линии Ленинград — Рига. 20-30е годы 20-го века.

И вот мы с Валерием Павловичем поднялись в воздух, полетали минут пятнадцать, проверили все, что должны были проверить, и уже собирались идти на посадку.

В это время мы вдруг увидели, что на нас в лобовую атаку идет самолет.

Валерий Павлович принял вызов. Не такой он был человек, чтобы уклониться от боя. И тоже повел наш самолет навстречу.

Это был самый настоящий лобовой таран. Дело решали доли секунды. Зная характер Чкалова, я мог предположить только два варианта: или оба самолета разобьются, или немец в последний момент уйдет вверх или вниз. Третьего варианта, то есть того, что уйдет Чкалов, быть не могло. Но немец-то этого не знал.

Самолет «Юнкерс-13»
Самолет «Юнкерс-13»
Самолет «Юнкерс-13»

На всякий случай я послал последнее «прости» всему, что оставалось у меня на земле, и приготовился к самому худшему.

Но в последнее мгновение немец скользнул вниз.

Тогда Чкалов заложил самолет в крутой вертикальный вираж, выйдя из которого, «сел на хвост» немца.

Дело в том, что в вертикальном вираже наш самолет приобрел дополнительную скорость и оказался в состоянии догнать самолет Беринга, у которого был более мощный мотор.

Самолет «Юнкерс-13»
Самолет «Юнкерс-13»
Самолет «Юнкерс-13»

Мы сделали два круга на хвосте у немца. Он так и не смог от нас отцепиться. После его посадки Чкалов сделал еще один круг — круг победы, и только после этого мы приземлились.

Не успели мы подогнать самолет к ангару, как к нам примчался связной мотоциклист и потребовал «всех кто на борту» к командующему ВВС товарищу Межраупу.

У Межраупа мы получили грозный разнос и приказ о пятнадцати сутках ареста.

Слушая этот разнос, я смотрел на Чкалова и еле сдерживался от смеха. Он стоял, опустив голову, как провинившийся школьник, и даже не пытался оправдываться. А когда Межрауп кончил нас разносить Валерий Павлович робко сказал:

Он первый начал...
Пётр Христофорович Межерауп — кавалер трёх орденов Красного Знамени РСФСР, лётчик.
Пётр Христофорович Межерауп — кавалер трёх орденов Красного Знамени РСФСР, лётчик.
Пётр Христофорович Межерауп — кавалер трёх орденов Красного Знамени РСФСР, лётчик.
Это мы еще проверим,

— сказал Межрауп и отпустил нас.

Пока мы были у Межраупа, с Берингом разговаривал начальник аэродрома. Он с упреком спросил немецкого летчика:

Что же вы затеяли воздушный бой?

Беринг ответил:

Хотел попробовать, как русский летчик выдержит легкий натиск такой машины. Я — старый, опытный летчик. И мне сели на хвост. Я очень удивлен, то, наверное, ваш лучший летчик?
В. П. Чкалов — летчик Осоавиахима 1929 год
В. П. Чкалов — летчик Осоавиахима 1929 год
В. П. Чкалов — летчик Осоавиахима 1929 год
У нас все такие,

— лихо ответил ему начальник аэродрома.

Межраупу доложили по телефону о разговоре с Берингом.

Приказ об аресте был отменен.

При выходе с аэродрома мы встретились с Берингом. Его механик сказал Берингу, показывая на Чкалова:

Вот тот летчик.
В. П. Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Май 1929 г.
В. П. Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Май 1929 г.
В. П. Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Май 1929 г.

Беринг подошел к Валерию Павловичу. Мне бросилась в глаза булавка на галстуке Беринга, сделанная в виде свастики.

Беринг подал Чкалову руку.

Чкалов ответил на рукопожатие.

А надо сказать, что Валерий Павлович обладал чрезвычайной физической силой. Он, например, легко играл двухпудовой гирей, легко поднимал хвост «Юнкерса», что обычно с трудом делали три человека.

Так что можно себе представить, как Чкалов мог пожать руку.

«Юнкерс-13», на котором Чкалов выиграл воздушный «бой»
«Юнкерс-13», на котором Чкалов выиграл воздушный «бой»
«Юнкерс-13», на котором Чкалов выиграл воздушный «бой»

Лицо Беринга перекосилось от такого рукопожатия. Он почти вырвал свою руку и, не попрощавшись, быстро ушел.

Здорово мы ему дали перцу,

— сказал Валерий Павлович.

И засмеялся...

~ ~ ~

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»