Найти в Дзене
Бунтовский

Антисоветский миф?

В литературе давно известны так называемые «бродячие сюжеты», которые встречаются в литературе (или устном народном творчестве) самых разных стран. Естественно, они обрастают непохожими деталями, в них меняются действующие лица и места действия, но неизменной остается основа. Потому зачастую такими похожими оказываются мифы Запада и Востока, западноевропейские и русские народные сказки, сюжеты песен и стихов.

Рождались эти сюжеты и отправлялись в путь достаточно давно, хотя встречаются и них и относительно новые. Например, на Западной Украине часто любят рассказывать, что в 1939 году в только что присоединенном к СССР Львове жены советских офицеров пришли в театр в польских ночных рубашках, которые приняли за платья.

Мол, слушайте паны-други: «эти голо…ногие коммунисты награбили в городе панской одежды, а как носить - и не знали. Давайте посмеемся над этими варварами!»

И рассказывали этот городской анекдот многократно не только обыватели, но и, казалось бы, образованные люди вроде «украинского» режиссера Виктюка. А еще эта байка, правда, немного в другом пересказе, даже попал в кинофильм «Полынь трава горькая».

Однако абсолютно такую же историю в годы перестройки смаковали и в Прибалтике. У них тоже офицерские жены в белье в театр ходили. А если покопаться в сети, то можно найти такие же рассказы про жен советских дипломатов, оказавшихся в загранкомандировках.

Можно, конечно, списать все на пропаганду классовых врагов или, наоборот, поверить в дикость этих «крейзи рашенз», но в Западном мире гуляют точно такие же истории о наивности провинциалок, и в них белье примеряют вовсе не наши дамы.

-2

И, похоже, все эти распространенные по миру рассказы восходят к одному первоисточнику – сатире, обличающей французских революционеров, о которой упоминают авторы форума https://www.wirade.ru/.

«Жены революционных офицеров в Лионе являлись в театр по незнанию в роскошных ночных рубашках из разграбленных складов лионских мануфактур».

Так что можно смело сказать: рассказы о советских женщинах, гуляющих по западным городам в белье, – это не более чем легенда, построенная на одном из бродячих сюжетов.

Почему же она пользуется такой популярностью на бывших окраинах СССР? Вероятно, это вызвано комплексами, возникшими у некоторой части коренного населения после включения их земель в советское/русское культурно-политическое пространство. В конце концов, объяснить все чужое и непонятное плохим – это защитный механизм психики.

Местечковые жители и хуторяне, поглощенные гигантской империей, чтобы не чувствовать себя пылинками в ломающем их привычный мир урагане, начинали искать доказательства своей внутренней правоты или даже превосходства над новыми господами.

«Мы цивилизованные люди, а эти даже не знают, что куда одеть, как сервировать стол, как пить кофе…», - глядя на красноармейцев думал пан Грыцько или пан Ольгердас, и это позволяло ему сохранять гордость или чувствовать свое превосходство над теми, кто теперь диктовал ему правила жизни.

А спустя годы те, кто слышал этот и подобные антисоветские анекдоты уже не всегда могут вспомнить, что это была злая шутка, а не реальное событие, и начинают с уверенностью рассказывать, что именно так все и было. Он сам видел/слышал от очевидца.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты