История Советского Союза была относительно краткой, но весьма насыщенной. Наша страна за семь десятилетий сумела испытать больше, чем некоторые страны за несколько веков.
Само рождение первого социалистического государства уже было сравни чуду. Миллионы людей разом поняли, что больше так жить нельзя и настолько поверили в утопию, что она начала воплощаться в жизнь.
Свершения сталинского периода сегодня смотрятся эпично, словно сказания о титанах, а два следующих десятилетия поражают устремлением творцов к вершинам гуманизма и культуры. Недаром книги и фильмы того периода стали классикой, до сих пор превосходящей практически все современные аналоги.
Однако закат СССР был печален и жалок.
Что случилось с внуками тех, кто вопреки всем обстоятельствам из разоренной дотла крестьянской страны создал вторую по развитию державу мира? Как дети тех, кто брал Берлин и грезил освоением космоса, превратились вот в это стадо?
Почему первое-второе советское поколения массово демонстрировали лучшие человеческие качества, а совки 80-х были готовы плюнуть на идею ради пары джинсов? Почему жажда жизни, заставлявшая ехать покорять тайгу и грызть гранит науки уступила место этому?
Почему же поздний советский период стал временем стремительной и массовой моральной деградации общества? Повальное пьянство, двуличие партийного аппарата, кумовство и воровство возведенное в разряд нормы… Словно из людей вынули какой-то духовный стержень и советские граждане стали массово гнить изнутри.
И ведь дело было не в материальных сложностях. Куда более страшные 30-40е годы молодое советское общество пережило с меньшими причитаниями, чем перестроечный дефицит.
Рискну предположить, что дело в той тонкой струне внутри человека, которая называется верой. Люди, жившие в середине ХХ века, в своей массе или были религиозны или искренне верили в коммунизм, который стал своеобразной квазирелигией со своими пророками, мучениками и чудесами.
Однако антирелигиозные компании 1920-30-х годов и особенно хрущевская война с церковью вытравили веру в Христа из душ новых советских граждан, а крещенное поколение старилось и сходило в могилу.
А коммунистической вере убийственный удар был нанесен ХХ съездом партии.
Изгнание веры (что христианства, что ислама) привело и к сворачиванию моральных ограничений у людей. Несмотря на воспитание подрастающего поколения и насаждение коммунистических принципов, у большинства людей не было основного – страха Божьего. Человек, уверенный что Бога нет, понимал, что если он схитрит (обворует, обманет), то всегда сможет найти лазейку для того, чтобы выпутаться или на худой конец оправдать себя в собственных глазах.
Глобальные моральные ценности, веками определявшие жизнь общества, строились на христианских заветах, и после секуляризации лишились основы и просто подвисли в философской пустоте.
Коммунистическое воспитание, которое должно было привить нравственные идеалы подрастающим поколениям, с этой функцией не справилось, так как было лишено того глубинного фундамента, который закладывается только верой в существование Всевышнего. Самые глубинные, самые тонкие «пласты» человеческой личности оказались незаполненными.
Были, разумеется, искренне верящие в коммунистические идеалы, были нравственно полноценные и чистые индивидуумы, но без веры, без глубинного нравственного воспитания, основанного на божественных законах, им трудно было устоять перед соблазнами мира. В результате были коммунисты, которые говорили: «Я бы брал взятки, но боялся, что посадят». Внешнее следование моральным нормам строителя коммунизма оборачивалось ханженством и лицемерием.
Когда в обществе набралась критическая масса таких людей, СССР начал гнить изнутри.