О прелести. Часть 2

В данном разделе описываются случаи, когда люди исцелялись от прелести, и даются общие рекомендации, как не впасть в это состояние. Следует заметить, что выйти из прелести очень сложно. "Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы — гордость самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их, составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости. Печать несокрушимая — признание действий самообольщения действиями благодатными." (Святитель Игнатий Брянчанинов).

"Чтобы выйти из прелести, нужен богомудрый наставник, который мог бы вовремя заметить прелесть и исторгнуть ее плевелы из души, если же прелесть укрепилась в душе, нужен дерзновенный пастырь-молитвенник, который своей молитвой мог бы отторгнуть духов тьмы от души прельщенного и вывести ее из области лжи к Свету и Истине - Христу". (Игумен Марк Лозинский).

"Легко покаяться грешнику, но не человеку, который находится в прелести, если только диавол не будет изобличен. Диавол, если его обличат, сразу убегает". (Старец Даниил Катунакский).

"Удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом эти люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! "А в церковь-то хоть ты ходишь?" - спрашиваю. "Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил". – "А ты хоть когда-нибудь исповедовался?" - спрашиваю снова. "Нет. Я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил". – "Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться – если ты имеешь на это благословение своего духовника, - а я буду молиться о твоем здравии. Неужели ты забываешь, что есть и иная жизнь и к ней необходимо приготовиться?" - "Послушай-ка, отец, - возражают в ответ такие люди, - все то, о чем ты говоришь – церкви, иная жизнь и тому подобное, - нас не занимает. Все это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты". Представляете, что творится!" (Старец Паисий Святогорец).

Профессор Н.Е. Пестов. "Современная практика православного благочестия".

Начало прелести можно узнать по следующим признакам:

1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю старцу или духовному отцу и авторитету церковного сознания.

2) Устремление на себя — "эгоцентризм" или "ауто-эротизм" — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).

3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.

Святитель Феофан Затворник. "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?"

Поопаситесь самомнения, оно - первый враг. Исправность наша пред Богом, еще только преднамеренная, уже порождает мысль о некоей особенности нашей пред другими и даже пред собою - прошедшим, тем паче когда успеем сделать что-либо на сем пути. Как только немного постоим мы в сей исправности, она кажется чем-то дивным, и мы начинаем мечтать о себе как о лицах совершенных, совершающих дивные дела. А это враг подущает, чтобы возбудить самомнение. Кто поддастся и впадет в сие самомнение, от того тотчас отходит благодать и оставляет его одного. Тогда враг схватывает его как беспомощную добычу.

Старец Иосиф Исихаст. "Изложение монашеского опыта".

Послушай, чадо, и о другой прелести. Бывают еще иные монахи, которые трудятся над всеми этими добродетелями и уповают на свои труды. И когда они молятся и просят чего-нибудь у Бога, то просят не со смирением, а с дерзостью и требованием, как будто обязали Бога своими трудами и Он у них в долгу. А когда остаются неуслышанными, и Господь не исполняет их волю, они приходят в смятение и очень огорчаются. А враг бес, когда увидит их в этом неведении, нападает на них и внушает извращенные помыслы, говоря: "Видишь? Ты так понуждаешь себя даже до смерти потрудиться Ему, а Он тебя не слышит! Так что же ты Ему работаешь?" И понуждает его, чтобы тот похулил имя Божие, а бес потом вошел бы в него и его связали бы цепями.

Святитель Феофан Затворник. "Письма".

Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. - Коренная прелесть есть - думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей - первым врагом своим. - Не давайте ему засесть внутри, - иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.