Война на Балканах может начаться в любой момент

Балканы всегда считались «пороховой бочкой Европы». Множество религий и культур, традиций и цивилизаций пересеклись в этом необычном уголке мира. Наше время не стало исключением, лишь несколько десятилетий назад удалось прекратить гражданскую войну на территории бывшей Югославии. Многие эксперты утверждают, что основные противоречия тогда так и не были разрешены до конца, а все стороны остались неудовлетворенными её итогами.

Война может вспухнуть в любой момент - достаточно только искры, которая опять раздует пламя межнациональных и межрелигиозных противоречий. Для России очень важно сохранять там мир, ведь особые отношения с Сербией и Республикой Сербской, которая сейчас официально входит в состав Боснии и Герцеговины, не дадут нам остаться в стороне от этой возможной в будущем конфронтации, поэтому очень важно для РФ не допускать худшего варианта развития событий. Одной из проблем для безопасности региона является движение боснийцев-мусульман, радикальные взгляды которых могут подорвать хрупкий мир Балканского полуострова.

Потурченцы

На Балканах всегда говорили: «Нет лучше мусульманина, чем потурченный серб». В годы правления османов тысячи ранее православных жителей приняли ислам, в том числе и часть здешней политической и экономической элиты. Делали они это по самым разным причинам: кто-то для того, чтобы меньше платить налогов, кто-то под страхом смерти, кто-то - чтобы продвинуться на государственной службе, а кого-то вообще турки забирали ребёнком у родителей и воспитывали в лучших мусульманских традициях. Всё это привело к образованию уникальной этнической группы, которая не только под влиянием исламских традиций перестала считать себя сербами, но и стала враждебна своим бывшим соплеменникам. Да и славянами они себя слабо считают, их культура и менталитет стали больше схожи на традиции жителей Востока. Но не нам судить хорошо это или нет.

Сначала принявшие ислам сами называли себя турками, так их называло и окружающее население, которое не изменило своей вере. Славяне-мусульмане стали активно подражать турками в одежде, есть турецкую еду, играть на их музыкальных инструментах, называть турецкими именами своих детей, только вот язык - основной признак самосознания любого народа - так и не удалось изменить, разве что стали использовать некоторые турецкие слова. До 70-гг. XX века их официально считали сербами-мусульманами, потом власти социалистической Югославии дали им особенное наименование – «мусульмане», это слово стали использовать в качестве названия национальности.

На волне этнического возрождения с начала 80-х эти «мусульмане» решили, что это слово очень странно звучит для названия народа, поэтому потурченцы решили называть себя боснийцами – региональным этнонимом. Проблема была лишь в том, что жители Боснии сербской и хорватской национальности (почти половина) были тоже как бы боснийцами – так обозначали всех жителей этой территории, но не были в свою очередь мусульманами. Породило это и ещё одну проблему для данного этнонима, ведьвне Боснии тоже компактно жили славяне-мусульмане-бывшие сербы (Санджак, Косово и другие регионы). Потом, чтобы отличаться от всех этих боснийцев разных национальностей стали использовать слово «бошняк». В общем – тяжелый случай, как и почти всё на Балканах.

Регионы нестабильности

Район проживания боснийцев-мусульман сегодня – это собственно Босния и Герцеговина, а также Санджак - юг Сербии и север Черногории. В БиГ в 1995 г. был заключён Дейтонский договор, по которому страна делилась на две части: Республику Сербску (для сербов) и хорватско-мусульманскую федерацию (для хорватов и бошняков). Славяне-мусульмане стали бороться за то, чтобы вся страна была унитарной под их руководством, национальным государством бошняков, а не представляла собой, по сути, хрупкую конфедерацию. Из-за более высокой рождаемости их с каждым годом становится всё больше, поэтому им кажется неправильным, что они не имеют должного влияния в государстве.

Регион Санджак в Сербии и в Черногории – ещё один пример исламизации. С каждым годом процент мусульман тут увеличивается, а местные политики, например муфтий Муамер Закорлич, добиваются автономии (с последующим присоединением к «будущей мусульманской Боснии») против обучения детей в школах на кириллице, выступают против символов сербской государственности. Интересно, что местные мусульмане никогда не именовали себя боснийцами, так как территориально они живут в совершенно другом регионе, но пропаганда из Сараево делает своё дело и многие жители Санджака теперь именуют себя именно так. Для этого откровенно выдумываются псевдоисторические теории, по которым эта территория ранее входила в состав Боснии, и потому так именоваться – сам бог велел.

Интересное дело происходит и с языком. Естественно, что потурченцы никогда не говорили на турецком и сохраняли в быту славянский сербский. Теперь в лучших черногорско-хорватских традициях его объявили особенным боснийским, чтобы ещё больше отличаться от сербов, от народа, представителями которого были их предки. В него искусственно ввели турецкие слова а-ля «мерхаба» (здравствуйте) и «эфендия» (господин), латиницу, а вместо произношения буквы «э», стали употреблять «ие». Повсеместно происходит переписывание истории, доказывается особенная идентичность боснийцев-мусульман, которые ведут свое происхождение не от сербов или хорватов, принявших мусульманство под давлением турок, а от отдельного боснийского народа, который, якобы, существует уже много столетий.

Радикализм

До сих пор на бошняков имеет влияние Турция, которая стремиться восстановить своё влияние на Балканском полуострове. Анкара строит свои культурные и духовные центры, где пропагандирует не только дружбу между народами, но и прямо турецкую идентичность для этих необычных славян. Доходит до смешного – футбольные болельщики часто выкрикивают «Босния – это Турция» на стадионах, часто заявляя тем самым, что они на самом деле тоже турки (местные хорваты и сербы и не переставали их так называть). Боснийские общественные и духовные деятели неоднократно говорили, что Турция – это мать боснийского народа, без которой не было бы и славян-мусульман сегодня. Проявлял заботу о своих друзьях на Балканах и турецкий президент. Реджэп Тайип Эрдоган заявил, что тот, кто посмеет тронуть славян-мусульман Боснии, получит ответ от турок.

После развала Югославии у боснийцев, ранее мало интересующихся исламом, произошёл просто бум религиозности. Исламизация прокатилась по Боснии, югу Сербии и северу Черногории. Женщины стали повсеместно ходить в платках, мужчины отращивать бороды, на домах и в машинах часто можно встретить символику радикальных организаций. Многие боснийцы - мусульмане пополнили ряды ИГИЛ (организация, запрещённая в России), они вернулись к себе на родину и стали пропагандировать радикальные взгляды. Это приводит к росту преступлений на религиозной почве. В 2011 г. произошло нападение исламистов на посольство США, а несколько лет назад мусульманин ворвался в полицейский участок в сербском городе. Кроме того, мусульманские духовные лидеры не устают призывать уничтожить Республику Сербску в составе Боснии и Герцеговины, объединить все регионы, где проживают славяне-мусульмане в одно государство и прочее.

В итоге

Война на Балканах может быть развязана в любой момент, раздуть ее очень легко, а вот погасить сложно. Об этом говорит и случай, произошедший недавно на траурном митинге в городе Сребреница. Там в годы Гражданской войны в Югославии были убиты бошняки-мусульмане, воевавшие за независимость Боснии. Делегация из Сербии тоже приехала почтить память погибших, так сказать примириться, но её бошняки забросали камнями, один из которых попал прямо в голову сербскому премьер-министру. На самом деле, чтобы раздуть конфликт - нужна одна большая провокация. Как это было в 1992 г., когда война начались из-за убийства на сербской свадьбе. Это могут использовать и сегодня враги России, чтобы втянуть нашу страну в ещё одну войну, тем самым отвлечь её внимание от других внешнеполитических проблем.

Григорий Миронов