Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

<100 full reads
118 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 62% of the total page views
1 minute — average reading time

Осенью 2019 года школьники из всех федеральных округов в составе двухсот команд исследовали особенности речи своих сверстников, родителей и поколения бабушек и дедушек в рамках исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи». Государственным заказчиком проекта выступило Министерство просвещения Российской Федерации, а оператором – некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий».

Участниками проекта записано около трёх тысяч региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка. Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.

Ещё выдающийся русский лингвист девятнадцатого века И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За небольшой проектный срок, силами школьников в этом направлении сделан достаточно крупный шаг.

Записанная лексика включает:

- местные неологизмы – новые образования, например, филка «пятьсот рублей, от фиолетовый» (Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка «жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод «водитель машины Лада Гранта» (Тольятти);

- слова, развившие новое значение: курмыши «захолустье» (Самара, Тольятти), ваучер «использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);

- весьма богато представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.), гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край, Красноярск), воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;

- слова, являющиеся в современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог «палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;

- топонимы, представляющие собой новые неформальные образования, называющие различные городские районы, площади и пр.

Большую ценность имеют живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.

Самыми активными участниками проекта стали команды из Тольятти, Балашова, Кирова, Петрозаводска и Пскова, а по числу исследовательских команд в лидеры вышли Саратовская и Кировская области, Алтайский и Приморский края, Карелия, Архангельская и Владимирская области, Пермский край, Псковская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Самарская и Свердловская области.

Итогом работы команд стала конференция на Алтае с участием команд –лидеров и экспертов проекта. В рамках конференции участники представили результаты своей исследовательской работы, приняли участие в открытых лекциях экспертов проекта, посетили музей Василия Макаровича Шукшина в селе Сростки.

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"
Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Первые итоги "Региональных особенностей русской речи"

Результаты работы могут быть использованы в научной работе по различным направлениям лингвистики. Они демонстрируют современные тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, объясняют этимологию многих слов, обогащают направления лингвистики, изучающие региональную вариативность русского языка.