Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь»

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь»

В рамках Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь» школьники из разных регионов России изучают современные тенденции развития русского языка. Участники команды “Новое поколение” из Санкт-Петербурга исследуют неологизмы в современном русском языке. Ребята организовали и провели социолингвистическое исследование - провели социологический опрос, выяснив отношение людей разных возрастов к новым словам и понимание значений новых слов.

Школьники из рабочего посёлка Пионеровка Саратовской области изучают местные топонимы. Благодаря проекту участники команды “Олимпус” описали этимологию топонимов и топонимические легенды Пионеровки.

Участники команды “Юные интеллектуалы” из Кургана исследуют языковую специфику и особенности функционирования обращений к детям в русском языке. Ребята сделали выборку обращений к детям в семье из произведений отечественной художественной литературы 19-20 в.в., проанализировали данные лексические единицы. В ходе опроса среди учащихся школы участники команды выяснили, как к подросткам обращаются взрослые родственники. Анализ результатов опроса позволяет понять, как изменились традиции речевого обращения к детям в семье в 21веке.

Говоры зауральской деревни в речи современных школьников исследуют ученики Раскатихинской школы Притобольного района Курганской области. Участники команды “Любители русской словесности” Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь» составили словарь, в котором отразили грамматические, орфоэпические, орфографические нормы, выделили пласты лексики (просторечия, разговорные слова, устаревшие, вышедшие из употребления и общеупотребительные), отметили синтаксические конструкции, характерные для говора зауральской деревни. В словаре, составленном участниками команды, представлено 142 слова, из них существительных – 46, глаголов – 55, прилагательных – 6, причастий – 2, местоимений – 10, наречий – 16, междометий - 2, союзов – 2, вводных слов - 3. В каждой словарной статье имеется лексическое значение слова, пометы (просторечные слова – прост., устаревшие слова – устар., разговорные слова – разг.), отмечены акцентологические нормы, приведены примеры данных слов в контексте. Еще одним аспектом исследования команды является сравнение речи современных подростков и представителей старшего поколения. Ребята провели анкетирование: «Знаешь ли ты особенности говора своей местности?» В анкетировании приняли участие представители Курганской области, Хакасии, Кирова, Карпинска.

Письма настоящего, прошлого и будущего исследуют школьники из Балашова Саратовской области - участники команды “Лира” Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь». В основе исследования - анализ традиций и прогноз развития эпистолярного жанра, его трансформации у условиях возникновения новых средств связи.

Школьники из села Первомайское в Хакасии сравнили в своем исследовании лексику школьной сферы трёх периодов: 60-70-х гг XX века, конца XX века и современности. Своё исследование ребята построили на основе опросов одноклассников, поколения родителей и поколения бабушек и дедушек.

Участники Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь» из Пензы - школьная команда “Сурские топонимисты” описали неофициальные урбанонимы своего города. Урбанонимы - неотъемлемая часть современного языкового пространства города, показатель развития города и уровня его культуры, живой, постоянно изменяющийся языковой материал. Исследований на тему неофициальных урбанонимов на топонимическом пространстве города Пензы не проводилось, что подчеркивает значимость исследования “Сурских топонимистов”.

Русский язык не поддаётся специальным акцентологическим правилам, поэтому «Куда падает ударение?» – частый вопрос в русском языке. В таких случаях подойдут стихотворения, в которых ударными будут являются одинаковые слоги. Школьники из Пензы - участники команды “Умники и умницы” создали «Ассоциативный акцентологический словарь» в рамках Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь».

Хронологически маркированные слова и реалии в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» исследуют воронежские школьники - участники Всероссийского конкурса исследовательских работ в области русского языка «Русская речь». Цель исследования – комплексное изучение советизмов в повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» с последующим культурно-историческим комментарием и лексикографическим описанием подобных языковых единиц.

Диалектизмы в сказах Бажова исследуют школьники из Серова Свердловской области. Ребята определили, что многие диалектные слова сказов Бажова активно используются местными жителями, например, байка, баской, бельмень, бадоги, витушка, вспучить, выходить, гаметь, гинуть.

Как измерить качество поэтического текста? Команда “Алые паруса” из Саратовской области отвечает на этот вопрос, исследуя тексты песен современных рэп-исполнителей. Можно ли считать, что рэп-тексты - это современная поэзия, которая также останется в памяти народа на долгие годы, потому что найдет отклик в сердцах людей, заденет своими рифмами, сравнениями, эпитетами, метафорами их чувства, найдет эмоциональный отклик? Есть ли вообще среди популярных русских рэперов такие поэты, чьи тексты можно сопоставить с произведениями русских поэтов-классиков и современников? Участники команды провели масштабное исследование текстов песен, с помощью Национального корпуса русского языка выявили заимствования метафор, рифм, сравнений, определили уровень оригинальности текстов.

Хейтспич в речи взрослых и детей исследуют участники команды “Знатоки” из Калуги. В рамках социолингвистического исследования ребята изучили проявления речевой агрессии в речи своих сверстников и взрослых.

Слова-универбаты в речи жителей Самарской области изучают участники школьной команды “Волжане” из Тольятти Самарской области. В своём исследовании ребята планируют собрать наиболее часто встречающиеся в устной речи универбаты и систематизировать их в тематические группы; провести опрос, позволяющий выявить зависимость частоты употребления универбатов от возраста; собрать универбаты, используемые жителями Самарской области при обозначении объектов в топонимике; создать карту для гостей города, позволяющую легко ориентироваться в г.Самара и г.Тольятти.

Участники кировской команды “Отступление и наступление” исследуют вятские пословицы, поговорки, фразеологизмы и прецедентные феномены. В своём исследовании ребята доказывают, что пословицы, поговорки, фразеологизмы и прецедентные феномены отражают ментальные особенности жителей своего края.

Проявления речевой агрессии в подростковой литературе и сериалах изучает школьная команда “Добрая воля” из Кировской области. Участники команды проанализировали речевые ситуации, в которых возможно возникновение хейтспича, применяются дисфемизмы.

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся в области русского языка «Русская речь» проводится Министерством просвещения Российской Федерации и АНО ДПО “Центр современных образовательных технологий”. Подробная информация о конкурсе: https://centersot.ru/1953-2/. Видеоканал проекта: https://www.youtube.com/c/Русскаяречь.