Ведущее колесо - гусеничный движитель

02.05.2018

Ведущее колесо (ведущая звёздочка) — элемент гусеничного движителя, осуществляющий перематывание гусеничной ленты и преобразовывающий собственное вращательное движение в поступательное движение танка (либо другой гусеничной или полугусеничной машины).Как правило (за исключением гусеничных движителей с фрикционным зацеплением), конструктивно представляет собой разновидность звёздочки.

Ходовая часть Т-34, видно ведущее колесо гребневого зацепления
Ходовая часть Т-34, видно ведущее колесо гребневого зацепления

Разновидности

В зависимости от типа зацепления с гусеничной лентой различают три типа ведущих колёс — цевочного, гребневого и фрикционного зацепления.

Ходовая часть тяжёлого танка ИС-2 крупным планом; справа ведущее колесо машины, имеющее цевочное зацепление
Ходовая часть тяжёлого танка ИС-2 крупным планом; справа ведущее колесо машины, имеющее цевочное зацепление

Ведущее колесо цевочного зацепления состоит из двух зубчатых венцов и расположенной между ними ступицы. Ведущими элементами при этом являются зубцы венца колеса, входящие в специальные вырезы трака и упирающиеся в стенку выреза, называемую цевкой. Преимущество данной схемы заключается в возможности делать звенья гусеницы более лёгкими и компактными, чем при гребневом зацеплении.

Ходовая часть танка Т-34, ведущее колесо слева
Ходовая часть танка Т-34, ведущее колесо слева

Ведущее колесо гребневого зацепления состоит из двух дисков и зубчатого венца меньшего диаметра либо нескольких небольших роликов, размещённых между ними. Траки для зацепления с ведущим колесом имеют массивные гребни на внутренней стороне.

Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку
Ходовая тяжёлого танка КВ-85, вид на корму и ведущую звёздочку

Ведущее колесо фрикционного зацепления имеет гладкую поверхность и перематывает гусеницу лишь за счёт силы трения. Данная схема получила широкое распространение в межвоенный период, однако уже в период Второй мировой войны в силу присущих ей недостатков практически вышла из употребления; в настоящее время применяется лишь на некоторых моделях гражданских вездеходов. Типичным примером ходовой части с фрикционным зацеплением является гусеничный движитель системы Кегресса.

Ведущее (переднее) колесо лёгкого танка Т-70М
Ведущее (переднее) колесо лёгкого танка Т-70М

Ведущее (переднее) колесо танка Меркава Mk.3
Ведущее (переднее) колесо танка Меркава Mk.3

Модифицированный Роллс-Ройс Николая II с подвеской Кегресса (использовалось фрикционное зацепление) в музее Ленинские Горки
Модифицированный Роллс-Ройс Николая II с подвеской Кегресса (использовалось фрикционное зацепление) в музее Ленинские Горки

Ведущие колёса первого в мире полугусеничного бронеавтомобиля «Остин-Кегресс» имели фрикционное зацепление с гусеницами
Ведущие колёса первого в мире полугусеничного бронеавтомобиля «Остин-Кегресс» имели фрикционное зацепление с гусеницами

Наша группа Вконтакте Подпишись будь в курсе

Источник:https://ru.wikipedia.org