Пятерка это не только оценка, но и народный автомобиль

С конца 70-х годов в СССР, а позже в России, модель ВАЗ 2105 (в народе именуемый «пятеркой») имела масштабный выпуск. Это легковое авто типа седан, привод – задний. 2010 год стал окончательным закатом производства "пятерки". Авто было спроектировано инженерами Волжского авто завода, в полном объеме его производство запустили в начале 80-го года. Выпуск LADA-2105 окончательно прекратился после 30 декабря 2010 года, в этот день была выпущена последняя машина, этой модели, в цвете мускари. Выпуск прекратили по причине малого процента спроса, всего 23% от классического семейства. На малый спрос повлияло несколько факторов: устаревание внешнего вида и технического оснащения, а так же слишком малая комплектация если сравнивать с новыми машинами.

Немного из истории советской "пятерки"

ВАЗ 2105 должен был стать «наследником» ВАЗ-2101 (в простонародье «Жигули»), в рамках модернизации заднеприводных авто. ВАЗ-2107 класса «люкс» и универсал "классический", ВАЗ-2104, были спроектированы на основе «пятерки».

После изменения системы названий в компании «АвтоВАЗ» введенной в 2005 году название ВАЗ 2105 изменили на лаконичное LADA 2105. Финальные машины модели LADA 21054-30-011 выпущенные на заводе были оснащены мотором (ВАЗ-21067) Евро-3, который был экологически безопаснее и имел систему распределения впрыскивания. Кузов LADA 21054-30-011 был представлен в цвете «метталик». В начале 2010 года модификация была убрана с производства, так как сборочную линию этого типа автомобилей закрыли и совместили с Lada Samara. Спрос в 2000-х, на «классические» авто, в России сохранялся благодаря не высокой цене на розничные авто. LADA 2105 укрепила свою позицию самого малостоящего авто в России после окончания изготовления (2008 год) «Ока». С окончанием кризиса 2009 года интерес к LADA 2105 вырос, во многом благодаря программе по утилизации. Эта программа выполнила свою функцию по увеличению востребования на отечественном автомобильном рынке, а особенно продукции АвтоВАЗа. Но что бы не получить убытки АвтоВАЗ в 2011 году повысил ценовой курс на свои автомобили.

Доступность машины, невероятная для нынешнего авто-рынка, обеспечивалась при помощи максимально скудной комплектации, конструкция автомобиля не менялась десятилетия. Модель 2105 за 30 лет выпуска никак не менялась внешне, правда в дизайн были внесены минимальные изменения, что бы машина могла отвечать требованиям безопасности. За основу заднеприводной «классики» ВАЗ в начале 1960-х взял Fiat 124.

В конце августа 2010 года АвтоВаЗ огласил, что производство 5-й и 7-й моделей перемещается на завод «ИжАвто», но в декабре того же года была выпущена последняя машина модели LADA 2105. Эту модель сняли с производства, так как она имела самый низкий спрос.

О двигателе «пятерки»

Поставив за цель усовершенствовать «классическую» посадку разработчики модифицировали крепление руля, за счет изменения местоположения рулевой колонки.
При разработке двигателя «пятерки» в 1977 году за основу был взят двигатель 21011. Было несколько вариантов основы для нового двигателя, это и 2103 (1972 г.), и 2106 (1976 г.), но именно в мотор 21011 был введен ременной привод.

Мотор 21011 имел не только массу достоинств, но и недостаток в виде незавидной мощности, всего 64 лошадиных силы. Длинна хода поршня не большая и составляет 66 мм, аналогично у двигателя 2101. А вот диаметр цилиндра, в сравнении с 2101, больше и составляет 79 мм. Такие характеристики позволяют показывать отличный результат на низких и средних оборотах, а вот когда число оборотов переваливает за 4тыс в минуту, то крутящий момент показывает почти средние показатели. Все это делает трасу родной стихией этого двигателя, а незавидные показатели по городу с лихвой компенсируются заниженным использованием воздуха и возможностью использования обедненной смеси без вреда для двигателя. Но устройство ГРМ с цепным приводом имеет определенные недостатки, такие как гул цепи и уменьшенный срок пригодности к работе у деталей.

Тогда импортные автомобили уже были оснащены мотором с относительно новым ременным приводом ГРМ. Такая конструкция позволяла уменьшить громкость шума и исключить необходимость постоянно контролировать натяг цепи, которая регулярно ослабевала. Учитывая все характеристики, двигатель OHC с импортной модели Форда Pinto был взят за образец для первого в СССР ременного мотора. Объем основного варианта двигателя был равен 1297 см3 и выдавал мощность в 60 л.с., а по характеристикам, был схож с мотором модели ВАЗ 21011. Ремень двигателя «пятерки» объединяет 3 зубчатых шкива. В том и ином моторах роботу топливного и масляного насосов, а также распределителя зажигания гарантирует вал вспомогательных агрегатов.

Оба мотора имеют одинаковое строение насоса жидкости для охлаждения двигателя, а так же генератора и насоса соединены отдельным клиновидным ремнем, который заставляет их двигаться.

В передней части двигателя находится пластина с гладким роликом, этот ролик регулирует натяжение ремня ГРМ. Мотор «пятерки» имеет пружинный механизм, который самостоятельно контролирует натяжку ремня с помощью вращения коленвала, при условии, что пластина ролика не зафиксирована. Стартер в машинах ВАЗ находится справа от направления хода, ближе к коробке передач. Разница между отечественным двигателем и зарубежным существует по нескольким параметрам: головка цилиндра сделана из алюминия, есть возможность изъятия постели распределительного вала.
Привод клапанов на обоих моторах производится идентично – посредством рычагов, которые находятся снизу кулачков распредвала. Настройка тепловых зазоров тоже одинакова с разницей в последовательности, шурупами и номером гаечных ключей, которые используются при закрутке регулировочных болтов и контргаек.

Система смазки в распределительном валу является положительным отличием отечественного мотора. Смазка производится двумя путями: распылением и под давлением. Эта система почти идентична системе, которая используется в цепном двигателе 2101. Отличительной особенностью мотора «пятерки» является его внешний вид – клапанная крышка из алюминия.

Внешне крышка отечественного двигателя напоминает зарубежный аналог, но имеет усиленные ребра жесткости и сделана из цельнолитого алюминия. За счет такой конструкции, звукоизоляция двигателя ВАЗ 2105 на порядок лучше, алюминиевая крышка хорошо глушит звук, а стальная установленная на Ford действует по принципу "консервной банки" и увеличивает громкость шума. Но крышка из алюминия нуждается в большем внимании при монтаже и затяжке основных гаек. Двигатель ВАЗ 2105 стал первым, для которого изготовили цекованые поршни. Подобные поршни не имели аналогов, изгибы под клапаны защищали части ГРМ во время разрыва ремня.

Одновременно с желанием защитить детали двигателя, стояла задача сберечь высокую, для того времени, степень сжатия, которая достигала 8.5. Подобных результатов можно достигнуть, исключительно сохраняя недовод поршня в ВМТ до конца, а также в открытом положении закрытие поршней и клапанов.

Цековки на поршнях не только защищают детали двигателя при разрыве ремня, но и сглаживают ошибки при монтировании распредвала. Поршни одинакового размера и имеют одинаковое отверстие для поршневого пальца – это дает возможность их менять. Но в СССР из этой возможности сделали проблему, некоторые «умельцы» в автомастерских устанавливали вместо требуемых для двигателя поршней, стандартные 21011-е. В подобном случае автомобиль проходил не 120 тыс. км до ремонта, а значительно быстрее получали разрыв ремня.

В 1994 «пятерке» сменили двигатель, так произошло потому, что недобросовестные автомеханики снизили уровень доверия к этому двигателю, в свою очередь это привело к уменьшению продаж этой модели.

Модель ВАЗ 2105 с ременным двигателем выпускалась на протяжении 14 лет и за это время успела приобрести массу поклонников оценивших простоту обслуживания и полюбивших «тихое урчание» мотора. С течением времени обнаружилось что конструкция двигателя позволяет произвести множество модернизаций, тем самым увеличив мощность до, значительных в то времени, 130 л.с

Ходовая «пятерки»

Машина оснащена стабилизатором поперечной стабилизации, с обоих краев по два рычага на пружинах, амортизаторы - выполнены в телескопическом типе. Соединительным элементом между рычагами и кулаком поворота являются шаровые шарниры. К верхнему рычагу на трех болтах прикручен верхний шарообразный шарнир. Внутри шарнира находится подшипник с плотно обернутым тефлоновым сукном. Сверху армированный чехол предотвращает от попадания грязи внутрь. Часть пальца которая имеет форму конуса размещается в отверстии, поворотного кулака, в форме конуса и надежно зафиксирована гайкой.

Нижний шарнир, поворотный кулак и рычаг подвески имеют схожую систему соединения, сходно с верхним шаро подобным шарниром. Внутри шарнира есть палец, верхушка которого имеет округлую форму. На пальце находится подшипник сделанный из металлокерамики в форме полусферы. Снизу в натянутом состоянии находится прокладка из резины устойчивая к воздействию масла. На плоскости вкладыша, которая соприкасается с закругленной частью пальца, расположен слой из пластмассы. Смазать шарнир можно производится через дыру в его нижней части. Для закрытия проема предусмотрена затычка. Верхний рычаг подвески крепится к стойке передка кузова посредством оси. Подвеска имеет фиксацию при помощи лонжеронов. К подвеске плотно прикручен нижний рычаг. Продольный угол крена оси контролируют путем добавления или урезания число шайб, так же контролируют угол под которым развалины колеса. В состав шарнира входят несколько компонентов: втулка, а также внутренняя и внешняя втулки отлитые в металле.

Между верхом пружины и стойкой кузова находится опорная чашка, она имеет резиновую прокладку. Часть пружины которая находится внизу имеет упор в чашку нижнего рычага. За протяжности различают две группы, желтый цвет имеет группа А, а группа Б салатовый. Частью кронштейна является буфер из резины, который является упором для верхнего рычага, и этим ограничивает вертикальное движение обоих передних колес. Стабилизатор горизонтального баланса имеет форму штанги и из прочной стали и снижает боковой наклон корпуса во время поворотного движения. По краям есть обоймы с прокладками из резинового материала, с помощью них крепятся к кронштейнам. Надежно зафиксировать штангу на поверхности лонжеронов помогают кронштейны, внутри них находятся втулки на основе резины. Амортизаторы закрепляются на нижних рычагах подвески. В дыру опорного стакана продет шток амортизатора, прикрученный гайкой. Прокладки из резины находятся промеж стаканом и кожухом амортизатора, стаканом и опорной шайбой. Амортизатор закреплен на нижнем рычаге по средством кронштейна, а также гаек.

Кузов ВАЗ-2105

Кузова модели 2105 и 2107 очень схожи. Но несколько отличий есть: более примитивная решетка радиатора, а так же задние фары и капот. Модель 2105 била доступна в двух комплектациях, 1 и 3. Третья ни имела ничего кроме окрашенного корпуса, а первая имела, помимо этого, обшивку на дверях, сиденья, стекла и др. Кузов машины типа седан, конструкция является несущей, детали сварены между собой, с четырьмя дверями. Кроме остова в авто кузов включены навесные части: два бампера, удобный капот, четыре двери, простая в пользовании крышка багажника, суконная обивка и внешняя отделка.

Основа дверей – две панели, сваренные по периметру. Обивка закреплена на двери пружинами. Капот крепится в передней части, над бампером и закрывается на замок. Похожее устройство имеет крышка багажника. Замок можно открыть, исключительно повернув ключ. Торсионы фиксируют крышку в отворенном состоянии и способствуют её открытию. Есть возможность изменения положения и градуса наклона спинки двух передних сидений. Обогрев салона происходит при нагревании воздуха от жидкости охлаждения мотора.

Спортивные достижения

60 автомобилей принимали участие в ралли «1000 озер», конкуренцию составили мощные, полноприводные авто, несмотря на это, нашим экипажам удалось занять 20,22 и 24 места. Стасис Брундза первый показал «пятерку» в ралли.

Лада-ВФТС принимала участие в различных автораллийных соревнованиях, от традиционных гонок, до Мирового чемпионата. К концу восьмидесятых ралийная «пятерка» была вне конкуренции на Рубке дружбы соцстран. Тогда Автоэкспорту удалось реализовать за границу внушительное количество этих машин. Сейчас ВФТС можно найти в странах ближнего зарубежья, а в Венгрии создали специальный класс.

Факты о ВАЗ-2105

«пятерку» на один год дольше выпускали чем «шестерку», но их выпущено с завода в два раза меньше; ВАЗ-2105 был замечен в мультсериале «Симпсоны», в одной из серий семнадцатого сезона в презентационной части с настоящими людьми; автор Э.Г.Сингуринди в своей авторской книге "Автомобильный спорт" выпущенной в 1986 г развернуто, с фотографиями описывает устройство машины LADA-2105 VIHUR; в передаче о машинах Top Gear ведущий Джереми Кларксон называет модель Lada Riva самым ужасным авто в мире, на что Джеймс Мэй отвечает, что звание занято 408 Москвичом

Понравилась статья?

Ставь лайк и подписывайся на канал!

Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.