Советский автомобиль представительского класса. ГАЗ 14 - «Чайка» второго поколения

31.03.2018

В 1977 году на Горьковском автозаводе начали производить ГАЗ-14 «Чайка». Это авто стало новейшей и самой комфортабельной автомашиной представительского класса, созданный с целью перевозки государственных деятелей и заграничных послов. За 12 лет беспрерывного производства было собрано 1120 машин.

Государственные и иностранные чиновники для своих дел и передвижений требовали самые комфортные автомобили оборудованные новейшими разработками. От архитекторов и конструкторов также требовалось сотворить нечто, что не только внешне было бы олицетворением строгой элегантности, но и давало возможность максимально комфортно и безопасно передвигаться по городу и страны. Горьковский автозавод предложил такую модель. ГАЗ 14 «Чайка» стал новейшей моделью ряда, которая полностью отвечало правительственному заказу с учетом небольшого количества выпущенных моделей однако больших денег выделенных для усовершенствования машин. В середине 1960-х годов начали проектирование нового автомобиля. Нужно было обновить внешний вид и сделать так чтобы даже по истечению десятилетий и полному изменению моды машина по прежнему оставалась внешне привлекательной и вызывала уважение и восхищение перед владельцем. Также требовалось подтянуть динамические возможности автомобиля. Так как основной задачей все же оставалось безопасное и максимально комфортное перемещение важного государственного чиновника или же интернационального гостя с важнейшим заданием. Машина должна была быть очень надежной однако не очень трудоемкой в техническом обслуживании. Для достижения поставленной задачи разработчикам пришлось пойти на хитрость и сделать возможным использование деталей уже производимых в то время. По задумке главного архитектора обновленной модели ряда ГАЗ внешность автомобиля предполагала сочетать в себе легко и строгость, свойственную правительству страны. Для воплощения в реальность такой задумки пришлось сделать «Чайку» ниже, изменить угол наклона ветрового стекла, изменить форму стекол на выгнутые, внешние панели сделать более плоскими.

Основные внутренности оставили неизменными и это зарекомендовало ГАЗ как надежную компанию и позволяет четко ассоциировать этот советский автомобиль с родными моделями класса. Такими признаками стали старая надежная Х-образная рама, съёмный кузов, расположение мотора спереди и задний привод. А вот отличий появилось много. Для улучшения комфортабельности представительского авто и увеличения внутреннего пространства увеличили расстояние между спинкой переднего сидения и задними сиденьями база машины была увеличена на 200 мм. По высоте, сравнительно с «тринадцатой» моделью, «Чайка» стала ниже на 95 см. такие измененные характеристики привели к изменению расположения центра тяжести, а следовательно сделало машину более устойчивой на больших скоростях. Стало намного проще регулировать сиденья, так как теперь стало возможным выставить их высоту, горизонталь и угол наклона. Удобная ковшеобразная форма сделала процесс вождения более легким и комфортным. Шарма машине добавили так же мягкие подлокотники на задних сиденьях. Новейшая система отопления из двух отопителей позволила не чувствовать дискомфорта даже в самые суровые советские зимы. Также была проведена значительная работа по шумоизолированию, благодаря чему уровень шума внутри и снаружи значительно уменьшился (до 73 дБ). Такие результаты стали возможны благодаря применению системы впрыска, использованию новых резонаторов и качественных глушителей, использованию прокладок по всему кузову, изолированию всех трещин новейшими и самыми качественными шумопоглащающими материалами. Для того чтобы смягчить тряску при движении по некачественных дорогах и бездорожью была сохранена схема мягкой подвески. Также были приняты меры по увеличению максимальной мощности. После оптимизации газораспределения, модификации газопроводов и карбюрации мощность составила 220 л.с. Новые гидравлические толкатели позволили значительно снизить уровень шума от системы газораспределения и увеличить устойчивость работы двигателя. В коленчатый вал ввели гаситель крутильных колебаний, благодаря чему удалось достичь дополнительных 20 литров вместительности бака для бензина и тем самым поднять запас хода до 530-ти км. В комплектацию новой модели вошла гидравлическая КПП оснащенная тремя передними передачами и одной чтобы передвигаться задним ходом. Совершенно уникальной разработкой внедренной в экспериментальный автомобиль стали передние дисковые тормоза и вентилирование дисков. На каждый тормозной механизм передних колес поставили две тормозные скобы, задние остались барабанными. Механизм торможения гидравлического корпуса передних колес регулируется двумя независимыми друг от друга контурами. Впоследствии каждый из них заставляет тормозить оба передние колеса и одно заднее. В каждом из таких контуров установлены гидровакуумные усилители. Для достижения максимально возможной безопасности при эксплуатации автомобиля были также установлены гидроусилители руля. Стала возможным блокировка всех дверей с места водителя автомобиля. Для улучшения сопротивляемости кузова в случае аварии и поврежления боковых дверей вмонтировали дополнительные сверхпрочные ребра жесткости. Также были предусмотрены новая трехточная система крепления ремней безопасности и впервые установлены задние противотуманные фары. Главным при этом всем осталась легкость в техническом обслуживании машины.

Сборка автомобилей ГАЗ-14 «Чайка»

ГАЗ 14 собирали почти вручную. Предшественником, на основе которого была создана новая правительственная машина был автомобиль М-12 ЗИМ. Чтобы произвести это современное чудо автостроения и автоконструирования понадобилась работа слаженного коллектива инженеров, архитекторов и испытателей Горьковского автомобильного завода. Над ГАЗ 14 работали В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков.

Особо следует отметить улучшенные характеристики усовершенствованного верхнеклаппанного двухрядного двигателя, объемом 5,5 л. Благодаря мощности в 195 л.с. автомашина с полной грузозагруженностью мог легко развивать скорость до 160 км/час и при этом расходовал всего лишь 21 л. бензина.

В 1977 году после колоссального труда разработчиков наконец то пришло время сборки нового поколения «Чайки». Однако и сборку ГАЗ-13 не прекратили. Все дело было в том что некоторые детали были взаимозаменяемыми. Сборка «Чайки» была весьма не легкой задачей. Для точной состыковки составляющих кузова иногда приходилось собирать и разбирать всю конструкцию по несколько раз. Вместо шпаклевки для полного устранения различных изъянов применялось олово. Особенностью этого ряда автомобилей был и цвет в котором производился выпуск. Специальная черная нитрокраска стала признаком качества и уникальности этих автомобилей. Да и покраска была нестандартной. Каждый новый слой вручную полировали до идеальной поверхности. Такая процедура происходила около 15-ти раз. Инженеры того времени отлично постарались для разделения зон передних и задних сидений. Между ними были установлены толстые перегородки а иногда и автоматические подъёмники стекла. Очень важные пассажиры иногда требовали чтобы это стекло было непроглядным. Иногда по специальному заказу машину бронировали. Салон также отличался небывалым для Советского Союза шиком. Для комфорта очень важных гостей были установлены электроподъёмники стекол, прикуриватели, пепельницы. Были вмонтированы новые ремни безопасности инерционной модели действия, возможным стало отопление всех стекол в салоне. Небывалой роскошью для гражданина того времени были магнитофон производства «Радиотехника» и кассетная приставка «Вильма». Для обделки машины внутри использовались дорогие иностранные материалы. Сиденья были обиты нереально тонкой кожей из Италии. Цветовая гамма салона была ограничена только двумя цветами: бежевым или изумрудным.

Техническая характеристика ГАЗ-14 «Чайка»

Двигатель «Чайки» работал на бензине, и имел V-образный цилиндр, 2 карбюратора, мощность – до 220 л.с., обороты за минуту – 4200, максимальный крутящий момент – 46 кг с.м. при 2500 об/мин, имел гидромеханическую трансмиссию, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески, база имела длину 3,45 м, габариты: длинна – 6,1114 м, ширина – 2,02 м. высота – 1,525 м.

Технические особенности ГАЗ 14 «Чайка»

Грубо говоря, новый ГАЗ 14 «Чайка» стал доработанной и обновленной версией предыдущей модели ряда. Отличительной чертой стало то, что машина была намного крупнее. Сравнительно с «тринадцаткой», «четырнадцатая» модель стала ниже, что позволило сместить центр тяжести и достигнуть улучшенной стойкости на скорости. Также были достигнуто улучшение всех аэродинамических характеристик автомобиля. Была сохранена Х-образная рама. Оригинальный мотор был прокачан за счет усовершенствования газораспределения, установки новых моделей коллекторов, вмонтирования двух карбюраторов. Такие меры позволили достигнуть максимальной мощности в 220 л.с. В итоге время разгона стало меньше на четверть. Максимальная скорость стала выше. Что касается автоматической КПП, она осталась прежней за исключением некоторых новшеств. Селектор режимов работы ГАЗ 13 был расположен на приборной панели слева, а в новой модели приобрел вид более современного рычага переключения на полу. Общая схема передней подвески была переделана таким образом что шкворни и резьбовые втулки были заменены на шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Задняя подвеска также перетерпела модификацию. Были максимально обновлены и модернизированы тормоза. Были вмонтированы большие дисковые механизмы с функцией вентиляции. Преимущественно использовались механизмы производства английской фирмы «Гирлинг». Очень много было сделано для максимального повышения уровня комфортабельности. Установленные гаджеты были достойны очень именитых и важных людей. В списке новшеств, облегчающих жизнь человека, управляющего авто и гостя были новая отопительная система из двух отопителей, встроенный кондиционер (одна из первых примитивных систем климат-контроля). Для комфорта появился центральный дверной замок и пепельницы в каждой двери. Даже стекла новой гнутой формы были покрыты специальной тонировкой, которая не пропускала вредное УФ-излучение. Был установлен электрообогрев боковых стекол и даже струйный фароочиститель.

Обзор модификаций

Новая «Чайка» заслужила звание одного из лучшего правительственного авто. На фоне безоговорочного успеха были выпущены несколько модификаций этой машины.

  • ГАЗ-14-05. Это был парадный лимузин с местно укрепленной несущей системой кузова. Это был нетипичный кабриолет. Стекла были установлены лишь на передних дверях и отсутствовал полноценный подъёмник для движения тента. Однако эта модель была дополнена микрофонной стойкой и местом для системы громкой связи. Изготовлено 15 автомобилей.
  • ГАЗ-РАФ-3920. Санитарная машина, которая начала свое производство уже на РАФ-е после окончания сборки ГАЗ 13. Известности эта модель достигла благодаря тому, что одна из них была перекрашена в нетипичный белый цвет и отправлена в качестве подарка самому Фиделю Кастро. Таких авто так же выпустили в количестве 15 штук.
  • ГАЗ-14-07. Это была попытка не отставать от зарубежных аналогов. По большому счету небольших изменений перетерпел только внешний вид. Была изменена форма решетки радиатора и добавлены обновленные очки для передних фар.

«Чайка» стала легендарной машиной, на которой разъезжали самые известные личности Советского Союза. Некоторые модели сейчас хранятся в музеях. Коллекционеры готовы платить огромные суммы денег за раритетное авто в хорошем состоянии.

Понравилась статья?

Ставь лайк и подписывайся на канал!

Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.