Все тайны автозавода "Москвич". Как развивался и почему был закрыт автогигант

Один из представителей советского и, в меньшей степени, российского автопрома, завод «Москвич» имеет богатую 80-летнюю историю, тесно связанную с историей государства. Строительство завода завершилось в 1930-м году. Построенный и введенный в эксплуатацию с помощью компании Ford, на первом этапе (с 1930 по 1933) занимаясь сборкой моделей Ford A (легковая), а также и Ford AA (грузовая), автозавод получал комплектующие для этих первых автомобилей не только от западного партнера, но и от предприятия в Нижнем Новгороде, работающего на основе технологий и на оборудовании известного американского концерна.

Этапы реорганизации

Первое полное наименование нового советского автопредприятия - Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи, сокращенно КИМ. Позже оно вошло в состав ГАЗ, просуществовав таким образом 6 лет, почти до конца 30-х годов прошлого века. Под маркой Московского автомобильного завода имени КИМ уже самостоятельное автопредприятие встретило победу в войне.

Далее, почти до конца 1960-х, - это уже Московский завод малолитражных автомобилей, затем опять последовало переименование. Известный советский производитель становится Автомобильным заводом имени Ленинского Комсомола, что чаще употреблялось в виде аббревиатуры АЗЛК. Данное название продержалось до начала 90-х годов. Заслуги перед автопромышленностью СССР страна оценила присвоением своему московскому автозаводу двух наград - орденов Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В независимой России автомобилестроительный гигант преобразовался в ОАО «Москвич», переняв название марки самых известных производимых им авто. Таким московский автозавод и прекратил свое существование. Производство автомобилей фактически остановилось еще в 2001 г., а в 2006-м предприятие обанкротилось. Процедура ликвидации официально завершилась уже в 2010-м.

Продукция завода и его развитие до Великой Отечественной войны

Коллектив завода КИМ, кроме легковых и грузовых машин лицензионной марки Ford, в 1932-м г. наладил выпуск двигателей для сельхозтехники, а затем освоил грузовые ГАЗ АА и легковые ГАЗ А. В 1935-1937 г.г. реконструкция предприятия позволила существенно увеличить его годовую производительность - она возросла до 60 тысяч автомобилей. С 1939-го началось переоборудование завода под сборку требуемых стране малолитражек, в мае этого же года стены завода покинул последний автомобиль марки ГАЗ. Вновь созданный заводской конструкторско-экспериментальный отдел продолжил разработку концепции малолитражного автомобиля. Полномасштабную реконструкцию автозавода удалось завершить лишь к весне 1940-го г., когда началось производство агрегатов малолитражек и впервые был собран автомобиль собственной марки. Первыми «фирменными» малолитражками стали три новые легкие КИМ-10: базовая КИМ-10-50, его вариация с открытым верхом КИМ-10-51 и КИМ-10-52. В последней воплотились и пожелания «вождя народов», который после личного осмотра и сравнения приобретенной на тот момент в Германии партии автомобилей марки Opel (Opel Kadett) и машин советского производства, потребовал модернизировать легковой КИМ. В апреле 1941-го автозавод отчитался о выпуске 500 новых автомобилей, но серийная сборка КИМ-10-52 длилась недолго. Война прервала плановое развитие промышленности вообще и автозавода в частности, экономика перестраивалась на военные рельсы.

Завод в военные годы
Завод в военные годы

КИМ в период Великой Отечественной

Начальные месяцы войны предприятие и оборудование подстраивалось под нужды фронта и выпуск требуемой армией продукции, в его цехах велось производство снарядов. Чуть позже весь завод эвакуировали в глубокий тыл, но первые два года войны в его корпусах осуществлялся ремонт советской военной техники. В 1943-м г. там уже производились запчасти для техники иностранной, которая была получена по условиям договоров ленд-лиза. К концу войны, в 1944-м, руководство страны задумалось о восстановлении промышленного производства, и выпуск востребованной народным хозяйством модели КИМ 10-52 возобновился.

Послевоенная продукция автозавода

После окончания войны МЗМА стремительно расширялся за счет дополнительного строительства. С августа 1945 предприятие освоило следующую модель, Москвич-400, начав серию, впоследствии давшую название самому автогиганту. Массовому производству этого автомобиля был дан старт в 1946-м г. Машина была востребована до 1954-го г., когда завод запустил улучшенную модель М-401. Но весна 1956 года стала последней для автомобиля этого семейства.

М-401
М-401

Вторая половина 50-х и следующее десятилетие стали самыми яркими и удачными для автозавода, когда модельный ряд автогиганта менялся с периодичностью раз в несколько лет. Актуальную базовую модель автомобиля Москвич-402 внедрили в производство, не останавливая мощности предприятия, а версия с полным приводом, Москвич-410, появилась в феврале 1957-го г. В тот же год внутренний рынок отметил появление первого советского автомобиля «универсал» - М-423. Усовершенствованный Москвич-407, который признают одним из наиболее удавшихся у этого автопроизводителя, вытеснил устаревший М-402 уже через год. Всемирная автовыставка Expo58, проходившая в Бельгии, смотр мировой послевоенной автопромышленности, в котором приняли участие представители советского завода, отметила Москвичи с индексами 407 и 423 высшими наградами – медалями и дипломами, что продвинуло эту марку в завоевании экспортных рынков. Чуть позже, в августе того же 1958-го, финское международное ралли «Тысяча озер», в котором приняла участие заводская команда на автомобилях марки Москвич, оценило ее результат почетным 3 местом.

Москвич-402
Москвич-402

Доработанная версия М-410-го – Москвич-410Н тоже увидел свет летом 1958-го г., за ним последовал универсал М-411 с полным приводом, тоже созданный на основе М-410. В 1961-м г. выпуск автомобилей семейства 410, заслуживших популярность в стране, также прекратился. Страна нацелилась на увеличение экспорта Москвичей-407, которые, в свою очередь, заменила в конце 1963 года «переходная» модель 403. К середине 1965 года завод сконцентрировался на выпуске нового авто Москвич-408, спустя год представив его дополнительные модификации – автофургон, универсал, медицинский и почтовый М-408, а также другие вариации.

Москвич-410Н
Москвич-410Н

Параллельно с этой осуществлялась разработка и запуск модели Москвич-412. В 1968-м г. производственные мощности московского завода были значительно увеличены путем реконструкции и возведения новых, современных корпусов. Тогда же заводская команда с автомобилем М-412 участвовала в ралли Лондон - Сидней. Наши спортсмены оказались на четвертом месте в общекомандном зачете. Уже в 1970 в соревнованиях Лондон – Мехико спортсмены завоевали со второго по четвертое места в личном зачете, а в 1971 и 1974 годах – золотой кубок в авторалли Тур де Европа.

Москвич-412
Москвич-412

В начале семидесятых экспортировалось 50% продукции автозавода. Популярный у нас и за пределами страны Москвич-412 поставлялся в 70 государств. В 1974 году предприятие торжественно отметило выпуск с конвейера двухмиллионный машины. Но с середины 1970-х, несмотря на наличие перспективных моделей так называемого семейства 3-5 и серии «С», даже проект внедорожника Москвич-416, в результате ряда неудачных решений руководства завода, гонки по увеличению объемов производства, конкурентоспособность автомобилей Москвич заметно снизилась как внутри СССР, так и на традиционных зарубежных рынках, ухудшилось качество сборки. Требовалась кардинально новая базовая модель.

Москвич-416
Москвич-416

Переднеприводной Москвич-2141 был презентован АЗЛК в 1986 г. Эта самостоятельная разработка, однако, использовала двигатель от ВАЗ 2106. Временное, по замыслу разработчиков модели, решение, к сожалению, так и осталось единственным в серийном производстве модели. Разработка новых моторов для Москвича увенчалась успехом, но последующий экономический кризис внес свои коррективы и не позволил руководству завода освоить уже закупленное оборудование и закончить строительство нового цеха. Разруха и опустение, постигшие многие советские предприятия в те годы, не обошли и новое акционерное общество, созданное к тому времени на базе АЗЛК. Невыполненные кредитные обязательства нарушили планы нового руководства завода.

Москвич-2141
Москвич-2141

В 1996-м зафиксирована первая полная остановка предприятия. После этого еще предпринимались попытки возобновить выпуск продукции завода – началось сотрудничество с французским концерном "Рено", 2-литровые двигатели которого адаптировались к Москвичу-2141, осуществлялась разработка дорогих авто бизнес-класса на той же базе. Но последний удар, от которого ОАО «Москвич» уже не смогло оправиться, нанес дефолт 1998 года. Задолженность в пол миллиарда рублей стала неподъемным бременем для предприятия. Автомобильное производство на территории московского автозавода полностью прекратилось.

Понравилась статья?

Ставь лайк и подписывайся на канал!

Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.