А что логопед?

06.04.2018

Однажды пришлось мне столкнуться с такой ситуацией. Врач невролог выявил у моего старшего сына диагноз: задержка развития, в том числе речевого. В 2 года мой ребенок не говорил, и, что самое плохое - не понимал обращенную речь. И то и другое - совсем.

Со словами "если срочно этим не заняться, к школе будут более серьезные диагнозы", врач направил нас на консультацию к логопеду. Мы пришли. К одному логопеду, другому, третьему... И везде я слышала одно и тоже: с ребенком надо заниматься, но мы вас на занятия взять не можем - вы еще маленькие. Приходите после 5 лет. В лучшем случае был вариант - после 3 лет (и то, в контексте "приходите - посмотрим").

В ответ на это я спрашивала - но как же? Ведь с ребенком надо заниматься уже сейчас. Проблема то серьезная! Не будет ли поздно после 5-ти (3-х) лет? Логопеды в ответ разводили руками и повторяли: мы вас на занятия взять не можем.

Однажды мне даже объяснили почему. Все просто - потому, что не будет результата. Мне сказали примерно следующее: вы будете ребенка водить, требовать результат, а его не будет. Вы начнете предъявлять мне претензии. Зачем мне это надо?

Я спросила: но почему вы так уверены, что не будет результата? На что мне ответили: потому что ребенок ваш - тяжелый (это в плане оценки потенциала его развития). С такими детьми вообще не понятно, что будет. Если он в 2 года обращенную речь не понимает... Чтобы заниматься с логопедом, надо выполнять задания. А как он их выполнит, если даже не поймет, что от него хотят?

Еще я слышала такой вариант: чем сложнее ребенок (то есть его состояние), тем труднее с ним заниматься. А логопеду (и любому другому специалисту) с кем именно заниматься, по сути, все равно. Они отзанимались с 5 - 10 детьми в день, свою зарплату за это получили, и домой пошли. И лучше, чтобы это были дети попроще. Поэтому детей с серьезными диагнозами берут на занятия не охотно.

Я спросила: но, вы же сами говорите, что заниматься надо начинать срочно, что ждать нельзя. А на занятия брать не хотите. Что же мне делать? Ведь я сама вообще не логопед и не педагог. Я тем более не знаю, как заниматься с такими детьми.

На что мне ответили: вы - мама. Найдите способ!

Получив примерно одинаковые ответы от 10 разных специалистов, и потеряв на это драгоценное время, я поняла, что действительно, нужно искать. Этот способ. Самой.

Хотя не могу сказать, что визиты к логопедам нам с сыном вообще ничем не помогли. Когда я начала понимать, что дело движется к самостоятельным занятиям, я стала расспрашивать - а как вообще занимаются с не говорящими и не понимающими речь детьми.

Стала много читать на эту тему. В итоге, через 3 месяца, я имела представление о различных методиках и пособиях для занятий. Попробовала заниматься с ребенком по одной методике - не было результата, попробовала по другой - не было результата. Но я заметила, что в процессе занятий, все-таки был не большой отклик с его стороны. На что-то. И я, по сути, методом "тыка" стала выявлять, что именно из какой методики дает лучший результат, и объединять это в одно занятие.

И однажды, у нас началась явно выраженная положительная динамика! В тот момент, когда в речи оставались только незначительные огрехи, в основном связанные с не правильностью произношения звуков, мы снова обратились к логопедам.

В этот раз нас с удовольствием взяли на занятия. Сказали, что ребенок "умненький". Есть над чем поработать. Но, поскольку он обучаем, это все решаемо. Ура!

В итоге все диагнозы у сына были сняты еще до школы.

А сейчас я решила создать этот канал, чтобы поделиться опытом с теми, кому это интересно! Подписывайтесь!