Инвестиции в Крым или мошенничество «космического» масштаба?

Об инвестиционной привлекательности Крыма говорят много, прочат реализацию масштабных частных проектов, даже в условиях санкций и блокады, чему должна способствовать свободная экономическая зона, действующая с начала 2015 года. Но главным инвестором на сегодняшний день по-прежнему остаётся государство, и, к сожалению, время от времени приходится слышать о крупных растратах бюджетных средств, например, в случае строительства дорог, или даже о прямом воровстве чиновников, как это произошло в Бахчисарае.

Сегодня на полуострове практически не оказывают услуг и не ведут деятельность крупные российские банки и организации, опасаясь последствий на международном уровне. Некоторые компании решаются работать опосредствованно, как например, оператор сотовой связи МТС.

Трудности переходного периода создали благоприятную атмосферу для различного рода аферистов, которые разрабатывают фиктивные проекты, для достижения совершенно иных целей. Впрочем, для Крыма подобное не новость. Например, ещё в 2012 году бывший Багеровский военный аэродром выкупила занимающаяся строительными материалами местная компания ООО «Лама» якобы с целью сооружения на этой территории ветрогенераторной электростанции. К торгам не были допущены другие заинтересованные компании, и в итоге объект ушёл с молотка по весьма заниженной цене. На деле новый владелец использовал аэродром в качестве своеобразного карьера по добыче плит, камня и песка.

Число подобных «инвестиционных предложений» в нынешнее время должно значительно возрасти. Тем более что в Крыму упрощается процедура проверки серьёзности намерений инвесторов. В январе министр экономического развития Крыма Валентин Демидов прокомментировал изменения в законодательстве: «Теперь срок рассмотрения заявок всеми службами сократился на 45 дней, количество документов сокращено с 17 до 6. Технико-экономическое обоснование проекта упрощено». А совсем недавно Сергей Аксёнов продолжил тему: «Разбюрократить процесс, создать комфортную процедуру прохождения документов через разрешение. Уверены, что мы сможем сократить такую процедуру до 30 дней с момента подачи заявления до подписания инвестсоглашения».

С одной стороны, это востребованные шаги, но облегчение процедуры со стороны инвестора должно компенсироваться более тщательной и предельно ответственной работой чиновников. Что же сегодня происходит на деле, можно понять на примере двух проектов для Керчи, прошедших, как сообщается, экспертную оценку и в столице Крыма.

Тоннель в Крым

10 марта рабочая группа городской администрации в очередной раз рассмотрела проект «Строительство Керченской тоннельной системы» стоимостью порядка 100 млрд рублей от компании «ИнжТехИнвестСтрой». Как заявляют городские власти, проект подготовлен на хорошем уровне и получил положительную оценку группы.

Между тем, ещё в октябре прошлого года по этому поводу выходила обстоятельная критическая статья, на которую чиновники, по-видимому, не обратили внимания. Между тем, «ИнжТехИнвестСтрой» действует лишь с 2012 года, имеет уставной капитал всего 800 тысяч рублей, не реализовал ни одного сколь-нибудь серьёзного проекта. Общественности, вероятно, предлагается воспринимать компанию в качестве посредника между городом и настоящим инвестором, который желает остаться в тени ввиду санкций и известен лишь властям. Но даже если принять на веру такую конспирологическую теорию, о проекте можно сделать неутешительные выводы по его описанию в публичных источниках, в том числе на сайте компании, который внешне напоминает работу школьника, малосодержателен и изобилует грамматическими ошибками.

Проект разделён на 7 независимых инвестиционных блоков, и только один из них предполагает строительство тоннеля, остальные же посвящены приобретению в собственность 87 гектаров земли у Керченской переправы, в том числе, для последующей отдачи участков в аренду, под строительство логистического и торгового центра, технопарка, складов, гостиниц, яхт-клуба, вертодрома и прочего.

Общественные слушанья в Керчи проходили только по терминалу для тоннеля. Технические разделы представленной документации (часть 1, часть 2) укладываются в одну-две страницы без всяких признаков проработки. Например, на схеме даже нет привязки объектов. РВторой аздел социально-экономических условий даёт лишь краткую статистику с хаотично перемешанными данными о Крыме и Керчи без связи с перевозками и планируемой транспортной артерией. Самый внушительный раздел, посвящённый защите территории от ЧС, сообщает справочную информацию о видах аварий и опасных веществах вроде аммиака, хлора, жидкого и газообразного горючего, целыми абзацами повторяя рефераты из интернета. Кстати, этот проект прошёл слушания и в Совете Общественной палаты Крыма.

Что собой будет представлять собственно тоннель, пока доподлинно неизвестно. Нет и внятного объяснения, зачем вкладывать колоссальные средства в платный для проезда подводный путь, когда пропускная способность бесплатного Крымского моста на годы вперёд обеспечит все транзитные потребности полуострова? Создаётся впечатление, что тоннель строить не собираются, а главная цель предприимчивой ремонтной организации из Петербурга — получить в распоряжение значительный участок земли у переправы или же привлечь инвестиции под фиктивный проект.

Это не может не настораживать общественность: кто станет бенефициаром сделки с городом и как будут отвечать чиновники за содействие, если речь идёт действительно об афёре, как это сейчас выглядит со стороны? Власти не предоставляют никакой информации об обязательствах инвестора перед городом и ответственности за их невыполнение.

Космический центр «Нью-Васюки»

В случае с инвестиционным проектом от ПАО «Национальное космическое агентство» приходится и вовсе с изумлением наблюдать ожившую постановку сцены, родившейся в воображении Ильфа и Петрова почти сто лет назад. До сих пор никто не слышал об успехах частных российских компаний в деле конкуренции, например, с американскими SpaceX или Blue Origin. Но, оказывается, у миллиардеров Элона Маска и Джеффа Безоса уже появился грозный соперник — Александр Рекута, ничем серьёзным до сих пор себя не проявивший. О проектах этого человека также выходила статья, в которой задавались некоторые недоуменные вопросы, в частности, о переориентации с жилищного строительства на космическую отрасль.

Официальный сайт этого «инвестора» пестрит лишь пафосными лозунгами о перспективах космонавтики, да различной информацией общего характера с яркими картинками из самых разных источников в интернете. Причём речь идёт о простом копировании текстов из «Википедии» и популярных журналов вроде «Вокруг света». Никакой конкретики о деятельности самой компании, никаких отчётов о реализованных проектах. Некоторые разделы сайта просто пусты — видимо, не хватило времени заполнить. Зато амбициозная компания обещает отправить туристов на Луну к 2035 году, а на Марс — к 2050 году. Даже беглое знакомство с ресурсом создаёт стойкое впечатление, что речь идёт о мошенничестве. Решительно непонятно, куда смотрят чиновники, когда садятся за стол переговоров с такими людьми?

Что же предлагает Керчи «Национальное космическое агентство», основанное в декабре 2014 года с уставным капиталом в 100 тысяч рублей? Ни много ни мало: на месте бывшего военного аэродрома в Багерово обещают возвести «Международный научно-исследовательский испытательный центр авиационно-космических разработок, технологий и производства» или просто «Космический центр». Там будет кадетский корпус с авиационным уклоном, производственное объединение с конструкторским бюро, центр подготовки космонавтов и, конечно, туристической городок на лучших пляжах керченского побережья у Азовского моря.

Среди прочего, учёные будут там заниматься возрождением советского проекта Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), предполагавшей использование гигантского самолёта-носителя Ан-325 и стартующего с него орбитального ракетоплана (развитие Ан-225 «Мрия» и многоразового космического корабля «Буран»). На сайте компании она называется «Спираль», ну а безнадёжно наивным керчанам её уже преподносят под именем «Надежда».

Городские власти упорно не замечают подвоха — на днях руководитель города Сергей Писарев, который «участвует в тщательной проработке проекта», заявил следующее: «Проект очень глобальный, очень денежноёмкий. Мы двумя руками за привлечение… может быть, на сегодняшний день кажущихся смешными или неисполнимыми проектов. Но когда-то смеялись над идеями полётов в космос, а на сегодняшний день полёты в космос стали чуть ли не челночными. Так что надеемся, что этот проект реализуется на территории нашего города».

Разумеется, повысится и туристическая привлекательность Керчи. Более того, Александр Рекута обещает, что основной поток крымских туристов направится в Керчь за «пожизненными впечатлениями». Попробуйте найти разницу между сценой из фильма «12 стульев» и презентацией «космического проекта»:

Обидно за Керчь, которая когда-то действительно была одним из важных промышленных центров юга России, а теперь наши власти не чураются придавать ей славу литературных Васюков.

Кстати, компания, судя по информации на официальном сайте, уже строит космопорт в селе Хороль дальневосточного Приморья, который будут использовать зарубежные компании Virgin Galactic, UP Aerospace и NASA. Об этом вышли два идентичных материала от «Аргументы и Факты» и «Комсомольская Правда» — другой информации о строительстве хорольского космопорта найти не удалось.

Это лишь два вопиющих случая буквально космической наглости при участии или некомпетентных, или коррумпированных властей Керчи по «сравнительно честному способу отъёма денег у граждан». Если копнуть, наверняка, откроются и другие примеры. Какие цели преследуются в каждом из них — должна выяснять прокуратура.

Например, вместе с тоннелем получил одобрение проект строительства в Керчи центра «Семь ветров» по подготовке виндсёрфингистов, под который предлагается отвести прибрежный участок, находившийся в аренде у государственного предприятия «Крымские морские порты». Инвестором выступает компания «Инвест-Ойл», название которой ассоциируется с нефтяным бизнесом. Действительно, есть московская компания «Инвест-Ойл» с уставным капиталом 17 млрд рублей, но есть и целых три компании из Самары, Петербурга и Новосибирска с таким же названием и уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Почему-то думается, что именно одна из последних желает при содействии властей получить под Керчью песчаные пляжи. Хотелось бы ошибаться, но более подробной информации об этом проекте в публичном пространстве нет.

На фоне этого керченские власти почему-то не могут справиться с гораздо более приземлёнными проблемами. Вот уже скоро год, как рухнула главная достопримечательность Керчи — Большая митридатская лестница. До сих пор не представлен полноценный проект, публиковались лишь эскизы сомнительного качества для успокоения общественности. А ведь в рамках этой работы можно было разработать план комплексного благоустройства Митридата с восстановлением музеума и часовни Стемпковского — оба объекта составляли вместе с лестницей архитектурное целое и были построены в начале 1830-х годов. Но власти не готовы назвать даже дату начала укрепительных работ, чтобы спасти лестницу от дальнейшего разрушения, хотя цифра на ремонт уже озвучена: фантастические 300 млн рублей. Кажется, что за эти средства можно заново переложить всю Большую митридатскую по оригинальным технологиям XIX века.

Решил некий предприниматель Павловский застроить по очень сомнительному проекту историческое место на набережной в двух шагах от самого древнего действующего храма России — никаких препятствий к этому власти Керчи не увидели: с бумагами всё в порядке, а горожане стерпят. Кстати, в Керчи, имеющей 26-вековую историю, два года не было главного архитектора, до этого отдел возглавлял человек без специального образования… На днях не проработавший и полугода начальник керченского управления градостроительства и архитектуры Е. В. Жабин (бывший кадастровый инженер) был задержан с поличным, а несколькими месяцами ранее был уличён в мошенничестве заместитель начальника.

Вице-премьер Республики Крым Олег Казурин недавно указал на некомпетентность керченского городского управления: «Я посмотрел Керчь и увидел следующее: у муниципального образования есть ряд проблем, но они сами не двигаются. У них есть трещины на домах, на памятниках культуры и истории, у них разваливаются мосты, и они спрашивают, что делать?». Может быть, поэтому керченские власти и увлекаются перспективами подводной транспортной магистрали и освоения космоса?

Константин и Владимир Ходаковские, 25 марта 2016 года