Кредитные обязательства граждан

Россияне погрязли в долгах

Микрокредиты, полученные в офисах МФО, заемщики возвращают в разы реже, нежели полученные в банковских учреждениях. Этим охотно пользуются недобросовестные микрофинансовые организации — в случае просрочки они вынуждают своих клиентов выплачивать поистине огромные суммы в качестве процентов. При этом, деться такому заемщикам особенно и некуда — большая часть из них имеет безнадежно испорченную кредитную историю, перекрывающую доступ к банковским кредитным продуктам навсегда. Обратившись в онлайн сервис Лови Займ, совершеннолетние граждане России могут получить деньги в долг на прозрачных условиях — без скрытых платежей и без отказа.

Согласно данным, полученным в ходе исследования, проведенного при участии ОКБ (Объединенного кредитного бюро), в 2016 г. те клиенты МФО, у которых ранее не наблюдалось продолжительных просрочек при погашении микрокредитов, составляющих более 30 дней, «умудрились» пропустить даты уплаты по займам в 20% случаев, а клиенты банков — лишь в 4%. Несмотря на этот факт, МФО продолжают активно кредитовать «неблагонадежных» заемщиков, в то время как банки работают с ними с большой осторожностью.

Заемщики, которые ранее неоднократно задерживали выплаты по кредитам дольше, чем на 1 календарный месяц, сталкиваются с теми же сложностями при оформлении нового микрозайма. Следует отметить, что задержка погашения кредитных обязательств в этом случае уже не является технической в силу своей продолжительности, и свидетельствует о наличие у клиента существенных финансовых проблем. При этом, данные о просроченных платежах как у банковских клиентов, так и у граждан, пользующихся услугами МФО, практически одинаковы. В первой категории просрочка отмечалась у 21% граждан, во второй — у 25%.

Микрофинансовые организации зачастую дают «проштрафившимся» клиентам банковских учреждений исправить свою кредитную историю, практически начать ее «с чистого листа». Таким образом, даже в случае существующей просрочки заемщик может получить микрозаем в МФО, так как подобным клиентам отношение в этих организациях весьма лояльное, выполнить взятые на себя кредитные обязательства в срок и постепенно улучшать данным путем испорченную кредитную историю.

В том случае, если МФО станут отказывать проштрафившимся клиентам — рискуют остаться вовсе без заемщиков. Согласно свежим статистическим данным, почти половина клиентов МФО имеют испорченную КИ, около 10% заемщиков — просроченную задолженность до 1 календарного месяца. Еще 20% россиян обращаются сразу в микрофинансовые компании по ряду причин, не позволяющих им рассчитывать на банковскую ссуду — низкий уровень официального дохода, отсутствие постоянного места работы, нет филиала банка в населенном пункте, где проживает заемщик и так далее.

И лишь 18% тех людей, которые кредитуются в МФО, могут «похвастаться» безупречной кредитной историей. Следует отметить, что заемщики, пользующиеся услугами микрофинансовых организаций, продолжают делать это даже после того, как сумели исправить свою кредитную историю. Дело в том, что оформить микрозаем в такой компании гораздо удобнее и проще, чем пройти многочисленные процедуры потенциального «пользователя» банковских кредитных продуктов.

В настоящее время россияне все меньше и меньше мотивируются для похода за заемными средствами в банк, ведь здесь требуется долго ожидать решения по кредиту, тратить время на сбор документов и очереди. Более того — банк может потребовать предоставить поручителя, ценное имущество в залог и так далее. Именно поэтому только за первое полугодие 2017 г. совокупный объем микрокредитования через МФО составил более двухсот миллиардов рублей.

Общий прирост в ломбардах, КПК и микрофинансовых компаниях составил 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Доля повторных обращений в МФО также достаточно высока, и составляет 50% против 37% в 2016 г. Существует предположение — что «злостные» неплательщики, не выполняющие либо выполняющие не в полном объеме взятые на себя кредитные обязательства, представляют собой обособленный социальный слой. Они отличаются атипичным экономическим поведением, которое далеко не всегда может зависеть от того, кредитные обязательства перед каким учреждением нарушается, будь то коммунальные, государственные, социальные службы, банки или микрофинансовые компании.

По этой причине доля неплательщиков среди клиентов МФО и банков практически одинакова. Как признает Центробанк, процент заемщиков, на которых приходится не один, а два или более микрозаймов, составляет до 40. Введенные ограничения на задолженности по кредитам в размере их полуторного объема, по мнению представителей микрофинансовой отрасли, требует некоторой корректировки. Например, ограничение на проценты может быть установлено лишь для займов, превышающих 60 тысяч RUR, а для менее значительных сумм несколько повысить ставки. В противном случае граница между банковскими кредитами и микрозаймами может быть стерта, что ни в коем случае не снизит потребность населения в потребительских займах «до зарплаты».

Источник: Ловизайм