Дороти Бранд. Пробудись и живи. Глава 5 — Коррекция курса.

Автор: Дороти Бранд

Перевод с английского: Sergey Toronto

Введение
Глава 1 — Почему мы терпим неудачу?
Глава 2 — Воля к поражению.
Глава 3 — Жертвы воли к поражению.
Глава 4 — Награды за поражение.
Введение Глава 1 — Почему мы терпим неудачу? Глава 2 — Воля к поражению. Глава 3 — Жертвы воли к поражению. Глава 4 — Награды за поражение.

Глава 5 — Коррекция курса.

Несмотря на волю к поражению, несмотря на награды за неудачи, стремление к успеху, является нормой для человека, его надлежащей целью. Правильно используемая энергия должна быть направлена не на то, чтобы поддерживать свою инертность или стимулировать бесплодную  деятельность, а находиться на службе самой сокровенной и всеобъемлющей идеи о себе, о той личности, которой мы можем стать.

Эта идея варьируется  от человека к человеку и изменяется  по мере его роста. Никто со стороны не может диктовать, что именно подразумевается под вашим успехом. Очень часто понимание успеха  включает в себя некое признание со стороны сверстников и большие финансовые награды, но не обязательно. Многие ученые посчитали бы себя полностью успешными (и были бы правы), если бы им удалось вытащить крошечный факт из общей массы научных гипотез и предположений и поместить его на надлежащее место среди установленных истин. Возможно, их имена никогда не станут известны тем, кто находится вне науки; может быть этого практически никто не заметит даже среди тех, кто занимается схожими исследованиями. Тем не менее, они достигнут цели, ради которой работали, если им удастся выполнить то, что они сами намеревались сделать.

Актриса, достигшая вершин в  своем искусстве, так же успешна, как и мать, с любовью  заботящаяся о большой семье, но не более того. Священник, погруженный в дела прихода, живёт настолько же успешной жизнью, как и гений, имя которого у всех на устах. Идеал успеха другого, может иметь так мало общего с нашим, что мы можем совершенно не понимать того, что именно он нашел в том жизненном пути, который выбрал. Но, если мы не лишены воображения,  то сразу понимаем, что это успешный человек, когда видим, что он живет ответственно, эффективно, полезно, счастливо, используя все свои сильные стороны и таланты.

Слишком ограниченное определение того, что же такое  успех, противоречит цели данной книги. Большая часть нашего недоверия к этому слову происходит от того, что мы не осознаем бесконечной широты диапазона возможных «успехов». Каждый из нас, ещё будучи подростком, получил массу знаний о себе, которые (если мы серьезно относимся к совету «Познай себя») можно было бы изучать и рассматривать до тех пор, пока из этого не появится  личное представление об идеале собственной хорошей жизни. Формирование такого понимания должно быть частью обучения детей, чтобы они осознали необходимость найти ключ к своему будущему и увидели, что иногда они путают успех с поклонением герою или ошибочно представляют, что основа успеха одного человека должна присутствовать в успехе каждого из нас. Тем не менее, несмотря на такую путаницу, неудачные попытки, влияние  амбиций родителей или учителей, большинство из нас к двадцати годам, приходят к пониманию того, что лучше всего мы можем делать или в чем могли бы стать лучшими, если бы у нас была нужная подготовка и возможности.

Стоит отметить, что, если вы не слишком переоцениваете себя,  ваша собственная идея успеха находится в области того, что может быть достигнуто. Однако, обычно мы не очень высокого мнения о наших способностях и сами не осознаём, насколько они велики. Причина этой недооценки будет рассмотрена позже, но нужно понимать, что лишь немногие сумасброды считают себя созданными для работы выходящей далеко за пределы их реальных возможностей.

Следующее, что нужно понять, это то, что  на этих страницах мы не говорим о каком-то вторичном или фигуральном  успехе. Ваше представление о том, что является успешным именно для вас, не должно заменяться неким  другим напыщенным «идеалистическим» компромиссным понятием. Я не буду убеждать вас снизить свои ожидания, чтобы вы потом поняли, что  можете легко всего добиться. Такая программа лишь временное решения проблемы, за которой следует поражение. Напротив, чем ярче вы сможете представить себе цель, которую когда-то хотели достичь, тем выше шансы на успех.

Чтобы сделать это, мы должны обратиться к теме, которая сегодня пользуется дурной славой — гипнозу. По многим причинам, практика гипноза — предмет, редко изучаемый в наши дни. Если вы никогда не читали книг, посвященных этому вопросу, вам может показаться, что некоторые вещи, о которых заявляют загипнотизированные люди, неосуществимы. Однако есть определенная вероятность того, что вы знакомы хотя бы с одной из книг о самовнушении, методе лечения, очень популярном примерно десять лет назад, а самовнушение это одно из ответвлений в исследованиях гипноза, которые проводились в девятнадцатом веке.

Сегодня немногие знают о работе Джеймса Эсдейла, проведённой им в середине 1800-х годов в Индии, которая была связана с безболезненной хирургии, опробованной на сотнях пациентов и его заметках, где он указывал на  быстрое выздоровление тех, кто во время операции не чувствовал боли (что стало первым вкладом в теорию пагубных последствий «хирургического шока»). Труды Джеймса Брейда и Ипполита Бернхейма почти неизвестны, а к Францу  Месмеру, который объединил фантастическую теорию с массой эффектных экспериментов теперь, в основном, относятся как к шарлатану.

Нет сомнений в том, что плохая репутация  гипноза, частично объясняется тем, что первые практикующие не смогли удержаться от преждевременного и экстравагантного теоретизирования,  соединив его в сознании общественности с мошенничеством связанным с «медиумами» и «спиритизмом». Поэтому другие исследователи не горели желанием изучать гипноз, так как он был представлен миру вместе с такими ненужными компаньонами, как гипотезы об «одической силе» и «животном магнетизме» — объяснениями, которые ничего не объясняли. В дополнение к этим предвзятым теориям, в те же годы продолжались эксперименты по анестезии с использованием хлороформа и эфира. При этом нечувствительность к боли, достигнутая посредством гипноза, была неопределенной и создавала много трудностей, так как не все пациенты могли быть загипнотизированы и , что еще важнее, не каждый врач мог стать гипнотизером. Было неизбежным, что более предсказуемая форма достижения обезболивания станет общепринятой практикой, а  изучение гипноза, которое многие проницательные люди середины и конца девятнадцатого века считали первым шагом на пути освобождения человечества от физических страданий, а также преодоления многих трудностей характера и излечения пороков, придет в упадок. С возникновением теории психоанализа, поражение гипноза (по крайней мере в наши дни) стало ещё более явным.

Хотя формула, которую мы собираемся здесь обсуждать, не содержит в себе никакого автогипноза, все же из этой «презренной» процедуры можно извлечь знания о том, что именно сводит на нет все наши усилия быть эффективными. Давайте посмотрим на  успехи, которых может добиться хороший гипнотизер. Например, человек, с сильнейшим страхом высоты, находясь под гипнозом, может легко пройтись по узкой жердочке над обрывом. Хрупкая и нежная женщина оказывается способной поднять огромную тяжесть. Заике можно приказать произнести  пылкую речь и он сделает это, не показывая и следа того дефекта, который обычно ему мешает. Возможно, один из самых замечательных случаев — тот, который приводит Фредерик Майерс в главе о гипнотизме в книге “Человеческая личность”: молодая актриса — дублёр, неожиданно заменившая известную звезду,  сильно паниковала перед выходом на сцену, но под легким гипнозом оказалась способной выступать с блеском, срывая гром аплодисментов, и прошло ещё немало времени, прежде чем она смогла играть сама без помощи гипнотизера, ждущего её в гримёрке. (Позже, в её случае стали наблюдаться явления «постгипнотического внушения», которые были заложены в основу школы самовнушения Эмиля Куэ).

В той же самой главе, где он цитирует этот замечательный случай, Майерс сделал теоретизированный комментарий, который имеет огромную ценность для всех, кто надеется освободиться от рабства поражения. Он отмечает, что у загипнотизированного человека нет той обычной робости и осторожности, с которыми мы все начинаем что-то новое, следовательно, он действует с полной уверенностью в себе.

Устранение застенчивости, или ложного стыда (как он писал), которое можно сделать с помощью   гипнотического внушения, на самом деле является чисткой воспоминаний о предыдущих неудачах и это освобождает способности человека, нужные ему в данный момент.

Вот самая сильная подсказка, для тех, кто серьезно относится к переориентации своей жизни на успех.

Стало привычным говорить, что мы учимся методом «проб и ошибок», открывая что, определенный порядок действий не приводит к тому результату, который мы себе представляли. Затем  мы пытаемся снова и, возможно, делаем что-то много раз, пока не найдем способ, позволяющий достичь наших целей, после чего начинаем регулярно использовать его.

Это та мысленная картина, которую мы создаем через обучение путем «проб и ошибок». По большому счёту здесь всё верно, но такое понимание не позволяет нам обратить более пристальное внимание на один элемент процесса, который, хотя мы и не задерживаемся на нём намеренно, никогда не забывается бессознательным. Этот элемент — боль. Мы думаем, говорим и пишем так, как если бы верили, что в сухом остатке запоминаем только успех, который вычеркивает из нашей памяти все те неудачи, что ему предшествовали. Мы не принимаем во внимание огромную важность влияния на наше будущее поведение испытаний, закончившихся поражением. В конечном итоге мы достигаем цели, это правда, но на пути к успеху, бывают провалы, иногда насмешки, настоящие страдания и тяжелые унижения. Нужно понимать, что мы сохраняем в наших воспоминаниях не только окончательный успех и что победа вовсе не делает опыт неудач и боль поражения менее важными для нашего бессознательного.

Бессознательное боится боли, унижений, усталости и поэтому, оно неустанно направляет все усилия на защиту себя от  страданий, а не на получение удовольствия. Таким образом, мы сталкиваемся с фактом, сразу объясняющим большую часть той бездеятельности и инерции, которой мы поддаемся в моменты, когда уверенные действия могли бы принести нам пользу — вместо  возможности боли, мы предпочитаем бездействие. Не желая оживлять в памяти наши ранние неудачи, не говоря уж о том, чтобы рискнуть и вновь навредить себе, мы бессознательно решаем оставаться неактивными, даже не попытавшись выбираем более простой путь или начинаем действовать, но всё прекращаем недалеко от того места, где раньше нам причинили боль, находя любой повод, чтобы оправдать свое поспешное отступление, оставив работу незавершенной, а награду неполученной. Детское бессознательное побеждает, приговаривая: мне уже и так хорошо и вовсе не нужно опять набивать себе шишки.

Конечно, это совершенно нелогично; избегнув незначительного дискомфорта сейчас, в результате мы терпим поражение в будущем, упуская возможность за возможностью, которые никогда больше нам не представятся и получаем гораздо больше страданий, чем те, которых нам удалось избежать. Но, по крайней мере, мы не трогаем предыдущие воспоминания об унижениях и они, лишь чуть потревоженные, могут спокойно спать дальше.

Теперь, если это правда, (а небольшой самоанализ это докажет), как удобно было бы, если бы каждый из нас мог  повсюду за собой водить гипнотизера, чтобы он накладывал своё заклинание, всякий раз, когда нам приходится действовать! Как было бы  чудесно, будь у нас свой собственный Свенгали! Конечно, это невозможно и, более того, нежелательно. К счастью, совсем не обязательно быть под контролем чужой воли, чтобы делать свою работу. Решение намного проще. Все, что необходимо для того чтобы сбросить с себя проклятие инерции и разочарования это:

Действовать так, как будто не можешь потерпеть поражение.

Вот тот талисман, формула, команда на тотальное изменение, ведущая от поражений к успеху.

Убрав,  в воображении, все те сомнения и робость, все те опасения показаться смешными, о которых вы вряд ли даже подозреваете и которые являются вероломными предателями вашей жизни, вы обнаружите, что, если вам удастся зафиксировать в сознании, то состояние ума, где вы знаете, что идете к спланированному и неизбежному успеху, первым результатом будет огромный всплеск жизненной силы. Это будет выглядеть так, как будто ваш ум выдохнул с огромным облегчением и благодарит за освобождение, разворачиваясь в полную силу. В этот момент вы поверите, что обрели что-то по-настоящему волшебное. Ваши возможности покажутся безграничными.

Энергия, которая так долго сдерживалась  этой плотиной сомнений, потечет в правильном направлении, набирая силу с каждой минутой. Поначалу, вы всё ещё будете опасаться, что заклинание, которое так быстро сработало, также быстро и прекратит своё действие. Но этого не случится,  просто потому, что это вовсе не колдовство, а напоминание о том, как всегда успешно выполнять свою работу. Если вы будете об этом помнить, ещё за долго до того, как заметите, что прекращаете успешные действия, вы обнаружите, что каждый час наполненный энергией  активности, открывает перед вами всё новые и новые перспективы.

На самом деле, увидев такое количество возможностей можно оказаться в замешательстве, но это пройдет, как только вы  научитесь организовывать свою новую жизнь.

Видите, все эти страхи, тревоги и опасения, оказались не просто негативными вещами, а чем-то гораздо большим. Действуя  так, как будто они обладают какой-то значимостью, вы наделили их силой и воплотили в реальности. Они стали паразитическими наростами, существующими за счет всего здорового, что ещё в вас оставалось. Позволяя им истощать наши силы, мы направляем энергию, которая должна идти в расширение и рост на кормление монстров, лелеяние и взращивание уродцев, бастардов нашего разума,  вместо заботы о всём том удивительном и творческом, что в нас есть.

Так что, чудесные новые силы не появляются внезапно из ниоткуда; перестав позволять страху влиять на нас, мы начинаем использовать уже существующие способности, на исследование которых у нас раньше просто не было сил. Мы обнаруживаем, что уже обладаем ресурсами, о которых даже не  подозревали, и, конечно же, эффект от этого таков, что мы чувствуем, как будто только что обрели их. Та быстрота, с которой в благоприятных обстоятельствах, увеличивается наш потенциал, поистине поразительна, и это доставляет нам ещё больше удовольствия.

Дальнейший опыт, показывает что , в отличие от старого «Я», вы становитесь практически неутомимыми. Реальные записи о том, сколько времени, с начала применения этой формулы,  вы теперь проводите за работой, будут вызывать недоверие со стороны тех, кто ещё не имел такого опыта. И главное, за этими периодами активности больше не следует какая-либо депрессивная реакция. Впереди вас ожидает столь многое и вы так ясно это видите, что у  депрессии нет никаких шансов вновь появиться в вашей жизни. Как только ваш разум перестанет перебирать все несчастья прошлого, представлять все возможные неудачи, которые могли бы случиться, он прекратит изыскивать способы потерпеть поражение.

Освобождение разума от неблагодарных и ненужных задач, будет вознаграждено, вы станете летать там, где прежде спотыкались  и не могли нащупать дорогу. Придётся потренироваться, чтобы научиться переходить от одного успеха к другому и не терять время и силы тайно торжествуя над тем, с какой легкостью вы справились с задачей или любовно созерцая плоды своей  поистине замечательной работы. Конечно несколько дней «Праздника урожая» вполне оправданы, и если человек ощущает, что он все еще наполнен неисчерпаемой энергией и с нетерпением ожидает наслаждения дальнейшей активностью, нет никакой опасности того, что первый успех обретенный в новом режиме будет последним.

Если  вы думаете что я предлагаю вам попробовать эту  формулу ради того, чтобы вы обманули себя чувством успеха, вы совершенно ошибаетесь. В повседневной жизни мы все прагматики и эмпирики; то, что «работает» для нас, является практической истиной и становится основой дальнейшей деятельности. «Наши мысли становятся истинными по мере того, как они успешно превращаются в связующие звенья, выполняя свою посредническую  функцию», - говорит Уильям Джеймс. Еще более полно и убедительно, покойный Ганс Файхингер проработал эти концепции в своей книге «Философия «Как если бы». Не все будут углубляться в его теории, но совершенно очевидно, что в решении большинства жизненных вопросов каждый из нас должен действовать так, как будто тот или иной факт является самоочевидной истиной. Во-первых, если мы настаиваем на том, что сначала нам нужно доказать реальность или эффективность или даже вероятность большинства концепций, на которых мы основываем наши повседневные операции, у нас просто не останется  времени, чтобы действовать.

Таким образом, мы в целом принимаем предпосылки для действий, которые представляются нам полезными и используем их до тех пор, пока полученный опыт не заставит нас сомневаться в  их эффективности. Затем мы можем пересмотреть их и, возможно, сделать выводы, отличные от выводов других, но по большей части мы все действуем так, как будто наши нормы поведения и  стандарты ценностей работают всегда и повсеместно, до тех пор, пока они кажутся практичными для нас.

Если в жизни, вы неэффективны в выполнении своих повседневных задач и непродуктивны в  работе, это означает, что вы ведёте себя так чтобы потерпеть неудачу. Измените это, сознательно решив, что живете так, «как если бы» вы были здоровы, энергичны и целенаправленны, как если бы вы добились истинного успеха.

«Закон природы таков: делай что-то  и силы не покинут тебя. Не делай ничего и  тебя одолеет немощь».

Глава 6 - Система в действии.