ЗиЛ-Sides VMA-30 – самая необычная пожарная машина в СССР

В начале 1970-х годов отечественным инженерам пожарной техники дали задание – разработать принципиально новый пожарный автомобиль, используя серийные отечественные шасси и агрегаты. Новая модель должна была стать быстрее, удобнее для пожарных, обеспечивать быстрое боевое развертывание и оперативность работы при тушении пожаров.

Недовольства существующими моделями пожарных машин вызывала капотная компоновка, снижавшая маневренность и ухудшавшая обзорность с места водителя. Кроме того рамная конструкция не позволяла понизить центр тяжести. В разрабатываемом прототипе специалисты отдали предпочтение вагонной компоновке кузова и перенесли насосный агрегат в центр.

Эскизы будущего автомобиля
Эскизы будущего автомобиля

В 1975 году объединение «Внештехника» заключив договор с французской фирмой Sides начала совместную работу над проектом. Сотрудники Sides получили шасси ЗиЛ-131 и проектную документацию. Итогом работы должны были стать два опытных образца построенных во Франции. В 1977 году, машины были готовы и переданы на испытания.

Руководство пожарной охраны пробует в действии пистолет-распылитель высокого давления
Руководство пожарной охраны пробует в действии пистолет-распылитель высокого давления

Боевой расчет в ЗиЛ-Sides VMA-30 был размещен так низко, насколько это вообще было возможно. Дверной проем сделали шириной 1.1 метра, чтобы два бойца могли одновременно выйти/войти в машину. Высота ступени входного проема – 450 мм. Сами двери были ширмовыми.

Весь экипаж, а также часть оборудования разместили по бокам от несущей рамы, расположив продольно по сторонам кузова – лицом друг к другу. Шесть кресел дополнялись двумя складными, на случай увеличения боевого расчета.

Центр тяжести был опущен за счет пониженной установки водобака. На раму был навешен цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава располагались в максимальной доступности на нижней части. Оборудование хранилось в отсеках закрывающихся шторками. В советских пожарных машинах такие отсеки имели откидные дверцы и часто создавали неудобства при работе.

Крыша имела плоскую форму, чтобы при необходимости пожарные могли на ней стоять. Также на крыше располагался и лафетный ствол, управляемый из кабины водителя. Насосная установка, совмещавшая в себе насосы низкого и высокого давления, расположилась между отсеками для бойцов пожарного расчета.

Для своего времени все эти решения были довольно прогрессивными, однако ЗиЛ-Sides VMA-30 имел ряд недостатков, которые не позволили ему выйти в серию. Кузовные панели были стальными, а цистерна из нержавеющей стали, что делало машину довольно тяжелой – полная масса 12.1 тонны. Двигателю от ЗиЛ-131 трудно было тащить такой груз. Большая ширина автомобиля значительно снижала маневренность в городских условиях.

После испытаний один из образцов привезли в СССР для участия в выставках. Новинка привлекала к себе много внимания, что породило идею сделать автомобиль экспортным продуктом. «Автоэкспорт» даже начало пытаться собирать заказы. Но повышенный интерес к прототипу не перерос к реальному спросу, поскольку его характеристики и нетиповые габариты оказались неудовлетворительными. Это привело к прекращению со стороны СССР финансирования дальнейших разработок проекта.

Экземпляр ЗиЛ-Sides VMA-30 оставшийся в Советском Союзе принимал участие в пожарной охране на Московской олимпиаде 1980 года, а потом был передан пожарной части Ленинграда. В середине 1990-х годов машину списали по естественному износу. Сегодня ЗиЛ-Sides представляет собой отреставрированный демонстрационный экспонат.