Как социальных предпринимателей поддерживают в Цинциннати

15.07.2018

Яна Осипенко, менеджер программ Impact Hub Moscow, ездила в США по программе Professional Fellows Program для молодых лидеров (25 - 35 лет) со всего мира, где погрузилась в сферу инноваций и предпринимательства на целый месяц.

Участники стажировки
Участники стажировки

Расскажи, в чем была суть стажировки?

Шесть недель я работала в организации Flywheel, которая помогает социальным предпринимателям и некоммерческим организациям стать финансово устойчивыми и масштабировать свой вклад. Это в городе Цинциннати, штат Огайо. В конце стажировки участники моей и других программ встретились на международном конгрессе в Вашингтоне — это 350 человек из 60 стран, работающих в таких темах, как права человека, циркулярная экономика и система управления отходами, права и возможности женщин и другие. На конгрессе с нами работали классные тренеры по лидерству и эффективной коммуникации, например, Sam Potolicchio. Но самая большая ценность была даже не в обучении, а в людях — молодые люди со всей уголков планеты, каждый уже профессионал в какой-то теме (кто-то имеет свой бизнес в сфере сельского хозяйства; кто-то пишет о правах женщин; руководит НКО, которая работает с бедным семьям; кто-то спасает акул), но все объединены мотивацией привнести что-то значимое в этот мир и сделать его лучше.

«В такой момент думаешь, если в каждой стране есть такие люди — у нас есть шансы на будущее».

История Flywheel

Семь лет назад крупные фонды собрались и учредили грантовый конкурс для некоммерческих организаций, которые хотят развивать у себя предпринимательскую деятельность. Конкурс провели, гранты на большую сумму победителям выдали, но развитие предпринимательской деятельности провалилось. Фонды поняли, что само собой это не получается, нужен кто-то, кто будет сопровождать НКО в таинственном и опасном путешествии в предпринимательство. Создали Flywheel - агентство по превращению НКО в социальное предприятие.

Какая у тебя была цель на время стажировки в Flywheel?

Моей главной целью было посмотреть, как обучение соцпредпринимателей у Flywheel отличается от того, что мы делаем в Impact Hub Moscow. Действительно ли им удается сделать своих подопечных финансово устойчивыми? Еще мне хотелось сделать что-то нужное в организации, где я стажировалась... Внести вклад своим присутствием, а не только вытягивать временные ресурсы у супервайзера. Конечно, мне очень хотелось получить вдохновение и узнать про экосистему социальной сферы в США. Исходя из этих целей, мы с супервайзером сформулировали задачи, по которым я работала.

Рабочее место в офисе Flywheel
Рабочее место в офисе Flywheel

Как Flywheel помогает социальным предпринимателям?

Один из главных продуктов — платный консалтинг для соцпредпринимателей и НКО. Выглядит он так: над запросом организации несколько месяцев трудятся четыре эксперта и выдают результат. Запросы могут быть разные: как повысить выручку, какую модель дохода выбрать в дополнение к существующей, нужно ли открывать второй центр в таком-то районе и другие.

Я застала начало работы над одним кейсом. В пиццерии Venice on Vine, где обучаются и работают люди с трудным прошлым (например, бывшие заключенные), за последний год прибыль сократилась в два раза и стремительно продолжала падать. Команда считает, что все дело в том, что рынок клиентов изменился, а продукт и позиционирование остались на том же уровне. Команда обратилась к Flywheel, чтобы она провела анализ и выработала новую стратегию позиционирования.

Еще Flywheel разработала методологию воркшопов по созданию разных моделей дохода на основе сильных сторон организации и ее опыта, а затем выбора самой перспективной.

Flywheel еще проводит акселераторы для социальных стартапов, я участвовала в подготовке следующего, запланированного на осень.

В целом элементы акселератора такие же, как у нас: образование, работа с наставником, проработка бизнес-модели. Мне понравился воркшоп и инструмент по подготовке к встрече с импакт-инвестором, куда входит детальное финансовое планирование на несколько лет вперед и упаковка социального вклада. Хочу это внедрить у нас.
Интересна одна из моделей мотивации к участию. В начале программы участник делает взнос $ 400, которые постепенно возвращаются ему по мере прохождения контрольных точек программы, и в конце участник получает назад всю сумму. А вот если выбывает из программы, деньги остаются у Flywheel. Такая же модель работает и для воркшопов.

Яна и команда Flywheel
Яна и команда Flywheel

Обмен опытом: их удивило, что мы делаем корпоративные программы

Больше всего команду Flywheel впечатлили наши программы для крупного бизнеса. Это когда мы не ищем спонсоров, чтобы обеспечить бюджет выбранной нами программе, а находим клиента в виде корпорации с потребностью и придумываем программу под него на основе наработанного нами опыта (например, наша программа «Точка Сборки» решает боль HR-отделов).

На основе своего опыта и того, что я узнала про Flywheel, я сделала несколько предложений по улучшению некоторых элементов в организации и представила свои идеи Совету попечителей. Не знаю, будут ли они дальше применять мои предложения, но было приятно.

Знакомство с местными социальными предпринимателями

Чтобы больше узнать про сферу, я изучала кейсы соцпредпринимателей, встречалась с их основателями, посещала некоммерческие организации и их мероприятия. Мне посчастливилось попасть на фандрайзинг-вечер, где за 10 минут в формате шоу собрали $10 000 пожертвований. Еще там устраивали аукцион и продавали мебель.

Вот несколько социальных проектов, которые мне понравились:

  • La Terza — кофейня, которая сертифицирует зарубежные плантации и покупает кофе только у тех, кто не практикует рабский труд на земле, а также развивает локальные сообщества и малые бизнесы.
  • The Hive — место, где проходят занятия и встречи по практикам осознанности и антивыгорания.
  • Building value — магазин мебели и сервис по сносу домов. Перед сносом зданий Building Value забирает мебель, обреченную хозяевами на смерть, и отвозит в свой магазин или на склад, чтобы потом отреставрировать и продавать. Часть строительных материалов тоже спасаются от встречи со свалкой. Несмотря на очевидное экологическое воздействие, бизнес изначально создан для другой социальной миссии - давать стажировки и рабочие места людям с трудным прошлым, а свою прибыль направлять в некоммерческую организацию по работе с людьми с инвалидностью.
  • La Soupe — 40% еды в США выбрасывается на помойку. 2 из 7 жителей Цинциннати живут в бедности. La Soupe увидел взаимосвязь и теперь готовит еду для бедных, а также для некоммерческих и других общественных организаций из той еды, которая в другой ситуации была бы выброшена.
  • Findlay Kitchen — инкубатор стартапов, который дает возможность начинающим бизнесам готовить свои блюда в своем коворкинге - кухне, а также предоставляет необходимое образование, например, отвечает на вопросы о юридических аспектах открытия ресторана.
В кофейне LaTerza
В кофейне LaTerza

Что тебя удивило в понимании социального бизнеса в США?

Самое интересное — там тоже все сложно и непонятно. Несмотря на то, что социальных бизнесов в разы больше, это остается нишевым понятием, большинство людей тоже впадают в ступор при словосочетании социальное предпринимательство.

В работе соцпредпринимателей и НКО в США сейчас есть две доминирующие темы: борьба с бедностью и соблюдение прав женщин.

Больше всего меня впечатлила старейшая НКО города - Union Bethel, которая предоставляет жилье и программы поддержки женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Их программа Off the street специализируется на тех, кто оказался на улице. Подопечные попадают в центр, что-то вроде общежития, с каждым беседует психолог-специалист, вырабатывается индивидуальная программа реабилитации: групповая и личная терапия, прием лекарств (если найдена болезнь) и прочее. В центре регулярно проводятся воркшопы и совместные просмотры видео или приготовления ужина. Часть женщин попали в программу из тюрьмы. Заключенным с хорошими рекомендациями (в основном отбывающим срок из-за наркотиков) дается второй шанс - из тюрьмы они переезжают в центр и раз в неделю встречаются с судьей, чтобы рассказать, как они живут, сколько уже не употребляют спиртное или другие вещества.

Аукцион
Аукцион

Какие отличия есть у некоммерческих секторов в США и в России?

Главное отличие, конечно, в том, насколько сектор там развит: везде есть некоммерческие организации, филантропические организации, фонды или сообщества. Когда я заявила своему супервайзеру, что хочу узнать все социальные бизнесы и НКО в городе, он весело рассмеялся от моей наивности, потому что их там очень-очень много. У нас в России все только зарождается, но в этом и интерес – стоять у истоков и видеть, как все развивается.

Автор: Яна Осипенко

Беседовала и редактировала Ксения Усанова