Найти в Дзене
IaaS-платформа 1cloud

Личный опыт: что IaaS-провайдер может предложить франчайзи «1С»

Оглавление

Прошлый год франшиза «1С» закончила на первом месте по популярности в России. 659 компаний расширили сеть партнеров франчайзера. Все указывает на отличное состояние индустрии: миллиардная «1С» занимает треть растущего рынка ERP-систем, в основном за счет своих франчайзи, а язык программирования платформы стал самым востребованным по итогам 2016 года. Но это не значит, что все проблемы для партнеров компании решены.

Разберемся, где еще остались «шероховатости», и как их можно сгладить.

Фото: perzon seo / CC BY
Фото: perzon seo / CC BY

Выживает сильнейший

Франшиза «1С» существует вот уже 20 лет. 7,5 тыс организаций помогли компании расшириться до нынешних масштабов, частично заменив дилерскую сеть. Франчайзи сформировали свой внутренний рынок с мелкими, не претендующими на лидерство игроками, локальными гигантами и слияниями-поглощениями.

Крупные компании, в целом, живут хорошо — рентабельность около 20% и большие, интересные заказы подогревают рынок. Тем не менее, пока нет статистики по 2017 году, 2016-й стал годом рекордного числа расторгнутых договоров — сразу 68.

Это связано во многом с новыми ужесточающимися требованиями франчайзера — «1С» старается избавляться от недобросовестных партнеров. Основатель «1С» Борис Нуралиев делает акцент на эффективность бизнеса и, очевидно, принципы маленьких фирм-однодневок этому не способствуют. Он считает, что партнеры должны смотреть в сторону технологичного развития, а хостинг — важная его составляющая трансформации.

Разберемся, с какими трудностями сталкиваются компании, работающие на рынке 1С-франчайзи, и как в решении этих проблем может помочь IaaS-провайдер.

1. Плохое соседство: на рынке все еще много сомнительных компаний

Как мы уже говорили, франчайзер пересматривает свои отношения с партнерами. Уже есть этический кодекс — сигнал аферистам, что их здесь не ждут. Недобросовестных франчайзи в сети действительно становится меньше. Нуралиев гордится тем, что с «1С» осталась большая часть партнеров из 90-х годов. Однако, порог вхождения до сих пор остается низким, и рынок не застрахован от появления «сомнительных» компаний.

Сергей Данишевский, руководитель компании Unitek24, предоставляющей решения на базе 1С:Предприятие 8 и 1С-Битрикс «Управление сайтом» более 1700 бизнесам по всему миру, отмечает: «В целом рынок достаточно активный, насыщенный разнообразными игроками, так как войти в бизнес относительно легко».

Игроки, не уделяющие достаточного внимания качеству услуг, — конечно, не конкуренты серьезным компаниям. Но коллективными усилиями им удается подмачивать репутацию всем франчайзи — в случае, если они представляются компанией «1С», а после от имени крупного бренда начинают вредить бизнесу.

2. Давление извне: на одних типовых решениях не проживешь

На сайте «1С» утверждается, что стоимость внедрения продуктов постоянно растет. Однако, чтобы выжить, небольшие франчайзи уменьшают цену услуг иногда в ущерб качеству, а «1С» не диктует свои условия на наценку ПО и стоимость услуг по внедрению.

Пример такой экстремальной экономии — рассказ программиста о работе в небольшой компании, где один человек совмещает в себе три должности.

Конкуренция особенно ощущается при внедрении типовых решений. Мелкие франчайзи увеличивают нагрузку на подчиненных, ставят внедрение на поток и добиваются минимальной себестоимости услуги.

Еще один источник опасности — «пираты», которые появились на одном из первых этапов развития компании и сопровождают ее по сей день, несмотря на уголовную ответственность для распространителей нелицензионных продуктов.

3. Нельзя расслабляться: репутацию приходится доказывать постоянно

Репутация — бесценный актив на рынке франшизы «1С». И касается это всех. Крупным франчайзи приходится постоянно оправдывать высокие цены на свои услуги, мелким и средним — «отстраиваться» от своих прямых конкурентов.

Удержание клиентов в этой сфере зачастую исчисляется годами, что делает необходимым соблюдение строгих внутренних стандартов качества, если партнёр планирует работать на рынке долго и увеличивать клиентскую базу
Сергей Данишевский, Unitek24

Лучше всего клиенты воспринимают два показателя работы франчайзи: стоимость и качество. Второй показатель это в первую очередь бесперебойная доступность сервисов. В случае сбоя никто не хочет разбираться, подвел ли франчайзи сотрудник, сервер или что-то еще. Высокое качество услуг — то, чего ждут в 100% случаев.

Что делать (и чем здесь может помочь IaaS)

Вот какие решения для франчайзи видит и внедряет Сергей Данишевский:

1. Разработка новых услуг и комплексных решений

Типовые решения — это отлично, но нужно смотреть шире. Unitek24 первой в России перешла к развертыванию CMS 1С-Битрикс «Управление сайтом» в облаке по модели SaaS.

Предлагая комплексные, готовые облачные решения мы с легкостью опережаем небольших франчайзи, лучше и качественнее удовлетворяя потребности рынка.
Сергей Данишевский, Unitek24

Такие решения оставляют позади внедренцев типовых продуктов — у них не хватает ресурсов (и технических, и «человеческих»), а зачастую и желания, на сложные проекты:

По моему мнению компания, конкурирующая качеством и разнообразием дополнительных услуг, всегда обыграет тех, кто занимается демпингом с целью взяться хоть за какую-нибудь работу.
Сергей Данишевский, Unitek24

При чем здесь IaaS: Что-то новое и сложное — это всегда отвлечение специалистов от других проектов. Это грозит потерей контроля над основным фронтом работы, а следом и репутационными рисками. IaaS-провайдер предлагает облачную инфраструктуру вместо «железа». Это частично освобождает системных администраторов, и ни одна из задач не страдает из-за новых проектов.

Привлечение дополнительных специалистов — это серьезные затраты. Борис Нуралиев рассказывает, что час работы 1С-программиста в Москве оценивается в 2200 рублей. Поэтому API провайдера, которые автоматизируют развертывание серверов для новых клиентов, — это действенный способ не только оптимизировать работу, но и сэкономить.

Unitek24, делегирующая обязанности IaaS-провайдеру 1cloud, совершенствует собственные предложения и использует высвободившиеся ресурсы на развитие.

На начальном этапе проекта мы рассчитали бюджет на проект построения собственного облака и пришли к выводу, что выгоднее и эффективнее будет найти надёжного IaaS-партнера, сосредоточив наши внутренние ресурсы на развитии сервиса.
Сергей Данишевский, Unitek24

2. Ставка на надежность и безопасность

Недоступность сервиса очень часто становится «точкой невозврата» в отношениях с клиентом. Никто не хочет рисковать своим бизнесом из-за проблем с оборудованием франчайзи. В Unitek24 при выборе IaaS-провайдера советуют обращать внимание на следующие моменты:

1. Защита данных клиентов — без этого работа франчайзи оказывается невозможной.

2. Уровень доступности сервиса — сюда входит не только доступность на уровне 99,9%, но и круглосуточная техническая поддержка, возможность работы с отказоустойчивым распределенным хранилищем, масштабируемость и взаимозаменяемость ресурсов.

3. Наличие API для контроля и управления серверами.

Можно положиться на собственное оборудование и администраторов, но такой вариант оказывается дороже, чем работа с IaaS-провайдером. Растет стоимость услуги для конечных потребителей — снижается привлекательность предложений франчайзи. При этом абсолютной безотказности собственных мощностей никто не гарантирует.

При чем здесь IaaS: Хорошие IaaS-провайдеры обеспечивают отказоустойчивость оборудования на уровне 99,9%. Это тот показатель, которого хватит, чтобы гарантировать франчайзи высочайший уровень доступности сервиса и защиту от сбоев. То же касается защиты данных, но об этом чуть позже.

На данный момент мы используем IaaS-инфраструктуру как для обслуживания своих клиентов, так и для собственных нужд. Наша компания работает с тем же ПО и на той же площадке, на которой мы предлагаем услуги клиентам.
Сергей Данишевский, Unitek24

Важно заранее проверить, насколько производительна система. В «1С»-сообществе нагрузочный тест Гилева, демонстрирующий, насколько эффективно работает платформа, является одним из самых надежных способов оценки.

Пример выполненного теста Гилева для 1C с файловой базой данных на виртуальном сервере 1cloud.ru
Пример выполненного теста Гилева для 1C с файловой базой данных на виртуальном сервере 1cloud.ru

3. Решения по восстановлению данных

Сергей рассказывает, что большинство клиентов сегодня осознают необходимость наличия резервных копий и с радостью перекладывают эту обязанность на «1С»-франчайзи. Это требование снова возвращает нас к разговору о поддержании сложной инфраструктуры, затратах на персонал и все это при сохранении конкурентоспособной цены.

Редко кто [из клиентов] задумывается о том, как именно формируются резервные копии и существует ли гарантия их формирования и целостности. Поэтому очень важно, чтобы резервные копии создавались регулярно, без ошибок и надежно хранились необходимое время.
Сергей Данишевский, Unitek24

При чем здесь IaaS: Надежное хранение данных — одна из прямых задач IaaS-провайдера. Например, у пользователей 1cloud есть возможность и настраивать автоматическое формирование резервных копий, и создавать снапшоты. Внедрить те же решения для франчайзи с нуля — большой труд и серьезные вложения.

Фото: perzon seo / CC-BY
Фото: perzon seo / CC-BY

Как работать с провайдером и при этом сэкономить

Существует несколько вариантов размещения своих и клиентских мощностей на виртуальной инфраструктуре:

1. Все арендуемые мощности под учетной записью франчайзи

В 1cloud за пополнение счета полагается бонус в размере до 25% от поступившей суммы.

2. Реферальная программа

Если клиенты хотят разместиться облаке провайдера самостоятельно, франчайзи также может поучаствовать в этом посредством партнерского счета.

Со всех платежей клиента франчайзи начисляется вознаграждение в размере 10% в течение первого года его работы с 1cloud, и 5% — все последующие годы.

3. Партнерство по WhiteLabel

Крупные франчайзи могут сами предлагать услуги провайдера под собственным брендом с помощью персональной панели управления. Конечная стоимость услуг при этом назначается франчайзи самостоятельно. WhiteLabel — возможность организовать дополнительное направление бизнеса с помощью IaaS-провайдера.

Подведем итоги

«1С»-франчайзи сталкиваются с:

  • Угрозами для репутации со стороны мелких компаний
  • Демпингом конкурентов
  • Требованиями клиентов к доступности сервисов

IaaS-провайдер дает:

  • Отказоустойчивость оборудования и высокий уровень защиты данных
  • Освобождение времени сотрудников франчайзи для развития основных услуг
  • Снимает необходимость нести многомиллионные капитальные затраты на покупку и постоянные затраты поддержку собственной ИТ-инфраструктуры франчайзи
  • Возможность дополнительного заработка с помощью партнерских программ

В следующей статье мы рассказываем, что такое SSL-сертификаты — те самые «зелёные замочки» в адресной строке браузера.

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты