22 июня 1941 г. Последний бой лейтенанта Кузьмина

22.06.2018

Ранним утром 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, при поддержке своих европейских союзников нанесла страшный удар по Советскому Союзу. Целью войны Гитлер ставил не просто захват территорий или достижение политических целей. Уничтожение и порабощение народа СССР было главной задачей нацистов, насаждение бесчеловечной фашистской идеологии на захваченных землях и выкачивание ресурсов в интересах преступного Третьего рейха.

Агрессор вторгся на территорию СССР на всем пространстве от Черного моря и до Мурманска.

Германские стратеги рассчитали свои планы так, чтобы разгромить основные силы Красной Армии в течение 2-3 месяцев. Важную роль нацисты отводили завоеванию господства в воздухе, для чего перед началом агрессии ими была проведена стратегическая авиаразведка. Расположение всех советских аэродром, количество и типы находящихся там самолетов гитлеровскому командованию были достоверно известны. По аэродромам и был нанесен мощный и внезапный бомбовый удар с воздуха. Врагу удалось уничтожить на земле только в первый день войны от 1200 до 1800 советских самолетов! Казалось бы, удар такой силы, должен парализовать все действия советских ВВС и полностью расчистить путь германским стервятникам. Но враг просчитался! Советские летчики взлетали с буквально горящих аэродромов, выполняли боевую задачу и наносили агрессору серьезный урон.

В первый же день враг столкнулся и с таким смертоносным приемом советских летчиков как таран. Таран, как средство воздушного боя применяется только тогда, когда другими средствами решить поставленную задачу невозможно, и связан с огромным риском для жизни летчика.

22 июня 1941 года лейтенант П. А. Кузьмин (127- ИАП, 11-я САД), на И-153, израсходовав боезапас, принимает решение на воздушный таран германского истребителя Bf-109E. Оба самолета камнем рухнули на землю. За штурвалом "мессера" находился не кто иной, как немецкий ас Вольфганг Шеллман, командир JG 27 и принимавший активное участие в налетах на Великобританию и успевший сбить уже один советский самолет в этот день 22 июня 1941 года.

Советский пилот погиб в ходе этого воздушного боя, но он выполнил боевую задачу, отомстил за своего сбитого товарища и путь немецкого аса на советской земле оказался прерван, так, по сути и не начавшись.

О подвиге лётчика Кузьмина тогда писала газета "Красная Звезда", наравне с подвигом другого советского летчика – Николая Францевича Гастелло, совершившего огненный наземный таран 26 июня 1941 года. 2 июля 1941 года "Красная Звезда" публикует произведение М. Светлова "Баллада о старшем лейтенанте Кузьмине". Вскоре появились и первые списки награжденных летчиков, героев первых дней войны. Но увы, ст. лейтенанта Кузьмина и капитана Гастелло в них не оказалось. Через две недели все таки выходит Указ о присвоении Гастелло звания Героя Советского Союза (посмертно), а вот летчика Кузьмина не наградили совсем, ни сразу, ни потом.

Более 600 летчиков совершили воздушный таран в годы Великой Отечественной войны, но первым из них был старший лейтенант Кузьмин, совершивший свой подвиг в страшный день 22 июня 1941 года. А его геройский поступок оказался предан забвению. В послевоенные годы брат героя, также летчик, участник ВОВ Николай Кузьмин пытался восстановить справедливость: вел переписку с военкоматами, следопытами. Но вот доступа к архивным документам не было. Напомню, что до 1965 года практически все документы относящиеся к боевым действиям Красной Армии находились под грифом "совершенно секретно". Да и сам праздник Великой Победы официально не праздновался. Решение о широком праздновании 20 летия Победы на государственном уровне принял лично генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (сам фронтовик).

Тогда же потихоньку для исследователей начали открываться и архивы, но не для всех, а для проверенных людей и только те, которые имели пометку "для служебного пользования" но отнюдь не засекреченные. А вскоре и эти документы вновь засекретили. Таким образом, усилиями многих люде, к которым обращался за содействие, по свидетельствам очевидцев удалось установить место падения самолета в селе Каменка Гродненского района, место нахождения аэродрома, с которого лейтенант Кузьмин поднялся в свой последний геройский боевой вылет. В местной Каменской школе был открыт постоянно действующий уголок лейтенанта Кузьмина, освещающий его подвиг. Появились планы воздвижения обелиска герою-летчику. Но грянули перестроечные времена, развал СССР и все эти планы оказались надолго (если не навсегда) опять позабыты.

Судьба и боевой путь старшего лейтенанта Кузьмина совершенно типичны для всех тех тысяч советских летчиков, которые встретили врага на границе в первые дни и месяцы жестоких сражений начала Великой Отечественной войны. Большинство из них, тогда же и погибло, к сожалению. Потери личного состава были огромны в то тяжелое время. Наградами тогда тоже не баловали. Но и подвиг их не должен быть забыт. Это нужно не им, это нужно нам.

Вечная слава и вечная память воинам, павших в войне с фашизмом!