История Автозвука (Часть 6)

Да, мы все еще в середине шестидесятых — эдакой вехе в развитии автозвука. В этом времени сошлись многие факторы. Мы уже говорили об основных — изобретение кассеты и отделение автозвука от автопрома. Но есть еще несколько, непосредственно не связанных с car audio, но оказавших существенное влияние на ход истории. Во-первых, это мировая экономика, которая успела наконец-то оправиться от потрясений, вызванных Второй мировой, применением ядерного оружия в Японии и конфликтами пятидесятых. Люди просто стали зарабатывать больше и получили возможность захотеть от своего автомобиля большего, чем просто движения из пункта А в пункт Б. Параллельно с этим активно развивался и медиабизнес, в частности, сеть FM-радиостанций. К примеру, в США к началу шестидесятых диапазон был заполнен так, что практически на любой территории каждый желающий мог без труда найти радиостанцию по своему вкусу. Все это в сочетании с надежными и компактными транзисторными приемниками не могло не обречь автозвук на растущую популярность.

В середине шестидесятых были созданы съемные автомагнитолы, а затем компанией Sony была выпущена кассетная магнитола. Именно эта японская компания вовремя поняла перспективность «кассетников» и сделала правильные выводы, захватив почти полную монополию в области магнитол до самого начала 90-х годов!

Итак, появились и головные устройства, и динамики для автомобиля. Но осталось еще одно незаполненное звено в привычной сегодняшнему аудиофилу (да и просто любителю качественного звука) цепи аудиосистемы. Это усилитель. Внешние звуковые усилители мощности, работающие на стандартных для автомобиля 12 вольтах, появились лишь к началу 70-х, когда молодые предприниматели-инженеры начали «прощупывать» способы улучшить качество звучания системы и увеличить громкость. В числе этих «пионеров» был и некий Джим Фосгейт, который изобрел первый внешний автомобильный усилитель модели PR-7000.

Основным достоинством этого усилителя было наличие на борту устройства под названием Frequency Energizer — частотный активатор или, проще говоря, эквалайзер. Нетрудно догадаться, что именно Джим Фосгейт стал основателем известного сегодня бренда Rockford Fosgate.

Специалисты Rockford Corporation дали миру автозвука еще одно очень важное изобретение. В 1976 году они впервые использовали деталь, именуемую модной аббревиатурой MOSFET ( Metal Oxide Semicoductor Field Effect Transistor). Да, именно полевой транзистор.

Впервые в истории car audio появился полупроводник, который демонстрировал стабильную работу вплоть до 20 000 Гц частоты и имел неизменные параметры при нагреве. По сей день полевые транзисторы применяются в усилителях ведущих мировых производителей.

Все бы хорошо, но ведь выпускающиеся на момент описываемых событий самыми различными компаниями магнитолы не имели линейных выходов — таким образом, подключать внешний усилитель мощности было попросту некуда. Но есть спрос — будет и предложение, и уже в 1977 году компания Concord запускает в серию первую кассетную автомагнитолу с выходами на внешний усилитель. В том же году другая компания — Linear Power — создает усилитель с отдельным блоком питания. Этот усилитель имеет немалую по тогдашним меркам автозвука мощность — 250 Вт, причем отнюдь не нынешних, измеренных сомнительными, ориентированными на нужны маркетинга системами.

Казалось бы, что еще можно было изобрести в далекие семидесятые? Но темпы развития автозвука, как снежный ком, продолжали расти с каждым годом. Появился усилитель — значит, мгновенно выросли требования к динамикам, ведь на большой громкости мгновенно слышатся все недочеты. Не будем долго говорить загадками, а просто представим следующее изобретение: в 1978 году компания Clarion начала выпускать то, без чего нынче не обходится не одна серьезная инсталляция — первую компонентную автомобильную акустическую систему. Близились 80-е годы, уже совсем скоро благодаря унифицированному стандарту DIN потребитель получит возможность установить головное устройство или акустику, даже не имея специальных навыков. Близился car audio бум...