Предварительное понятие философии

Рассмотрев трудности ответа на вопрос: «Что такое философия?», пришли к выводу, что если пытаемся взять ответ со стороны, а не из самой философии, то выдаем кажущееся за то, что есть. А если захотим найти ответ в самой философии, то не найдем одного незыблемого источника. Мы найдем множество философских учений опровергающих друг друга и именующихся философскими.

Нам нужны критерии. И мы их обозначили.

Для научного познания критерий – это знание «понятия» познаваемого предмета. Т.е.:

  • нам нужно знать понятие философии.
  • и второе: исходя из понятия, изложить философию как единое целое всех исторических форм философских учений.

Тут нас опять поджидает проблема. А именно: «что есть понятие?»

Если возьмем словарь или учебник логики, то найдем, что понятие есть:

  • Имя с мыслимым определённым объемом и содержанием. Фактически это любое слово или словосочетание.
  • Или Одна из форм мысли, в которой отражаются общие существенные признаки предмета.

Здесь мы будем придерживаться другого предварительного определения:

Понятие – это результат познания, в котором раскрывается всеобщая природа предмета познания.

Тут нас настигает самый труднейший вопрос: что есть всеобщее?

Всеобщее в отрицательных определениях:

  • Не единичное.
  • Не сумма единичных.
  • Не абстракция от всего единичного, по ту сторону от них находящаяся.

Что же оно в положительном определении? Т.е. фактически вопрос о понятии самого всеобщего. Т.е. задача раскрыть всеобщую природу самого всеобщего. Раскрытие этого дает лишь система научных положений, а не одна какая-то дефиниция. А это и было бы изложением всей науки о всеобщем.

Поэтому предварительно мы можем дать только абстрактное представление о всеобщем, предвосхищая результат.

Всеобщее есть единство всеобщего, особенного и единичного.

Всеобщее — это единственный предмет, для которого «круг в определении» есть необходимое условие.

Поэтому нам для ответа на вопрос, что есть философия надо знать, т.е. раскрыть ее понятие:

  • всеобщность философии,
  • ее особенности,
  • и единство всеобщности и особенности, т.е. ее единичность.
Понятие – это результат познания, в котором раскрывается всеобщая природа предмета познания в трех его моментах: всеобщем, особенном и единичном.

Ни один момент не может быть упущен. Иначе это не понятие.

Из этого следует, что:

  • Ни одно философское учение, взятое как одно, не есть вся философия. Это лишь данное единичное (не всеобщая единичность). Вывод против догматика.
  • Сумма философских учений не есть вся философия. Это лишь сумма данных разных единичных без единства. Вывод против скептика.
  • Абстрактное всеобщее представление о философии тоже не философия. Вывод против прагматика. Представление — это есть то, что в учебниках, словарях и как ни прискорбно в логике и философских работах именуют понятием. Это ошибка. Ибо такая абстракция есть пустая форма, наполняемая произвольным единичным содержанием самого познающего.

Нам нужно знать философию как таковую, не находящуюся непосредственно ни в каждом философском учении, ни в их сумме, но и не существующую вне каждого отдельного философского учения, где-то по ту сторону вне их.

Это тяжелейшая задача.

Набор учений и имен, излагаемых в этих ознакомительных лекциях, как раз определен из понятия философии, и все они вместе составляют единое целое, раскрываемое в трех моментах (ВОЕ). История философии излагается как единая философия с единым предметом и методом. Источником этих лекций является курс по истории философии Муравьева А.Н, который в свою очередь получил импульс от лекций и семинаров Линькова Е.С. С его точкой зрения вы можете познакомиться в обширнейшем введении в курс по истории философии в книге «Лекции разных лет». Т. 1. В книжных магазинах. Или заказать в Издательстве Умозрение.

Какова же точка зрения на философию и историю философии на этом курсе?

История философии и философия – есть противоречие, состоящее в том, что история философии и философия – одно и тоже, и не одно и тоже.

Имеется единый двунаправленный процесс: единая философия становится многими философскими учениями, а многие философские учения в ходе истории есть становление единой философии.

Единство и различия учений в истории философии не остаются одними и теми же – они развиваются. Как развивается сам предмет философии. Чем глубже развито различие между философскими учениями, тем более глубокое их единство выявляется. Чем глубже становится противоречие самого предмета философии, тем более глубокое единство его моментов может быть положено.

Когда в истории философии выявляется всеобщее противоречие бесконечной формы и бесконечного содержания, мышления и бытия, то из этой предпосылки есть возможность раскрыть их всеобщее единство. Оно — одно, единое. Постигая это всеобщее единство всеобщего противоречия, выявляется собственный единый предмет философии, раскрываемый единым методом.

Весь ход истории философии шел к выявлению этого всеобщего предмета. И при его постижении открывается возможность проследить в каждой исторической форме философии познание именного его. А поскольку все исторические формы философии могут быть показаны как познающие именно этот всеобщий предмет, то они выявляют свое полное и определенное единство в отношении предмета и метода. А следовательно историческая форма развития философии конечна, и не уходит в дурную временную бесконечность постоянного уточнения, а «что же такое предмет философии?» Предмет философии определен раз и навсегда — всеобщее.

Поэтому предварительный ответ на вопрос «Что есть философия?» или предварительное понятие философии такое: философия – это мыслящее познание всеобщего.

Приглашаем вас на наш дистанционный курс по истории философии постигать философию в единстве с ее историей.

АВТОР курса Андрей Николаевич Муравьёв – доктор философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. Программа разработана на основе курса по истории философии, который он читал более 25 лет в РГПУ им. А.И.Герцена.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ курса Владимир Евгеньевич Климентьев — выпускник бакалавриата, магистратуры, аспирантуры кафедры философии, факультета философии человека, РГПУ им. А. И. Герцена. Организатор образовательного проекта ФИЛОСОФ&Я с 2003 г

.

Список всех предыдущих статей.