Трудности определения понятия истории философии и философии

Что такое философия?

Вопрос к читателю: изучали ли вы философию профессионально? А есть ли у вас какое-либо мнение о философии?

Уверен, что количество людей, имеющих мнение о философии, будет больше количества людей знающих её. Можно сказать шире: в большинстве случаев мы судим о чем-то, не зная предмета. Это касается как бытовых вещей, так и вещей возвышенных.

Имеет место гигантский разрыв между тем, до чего дошла философия и тем, что про нее знают и еще меньше, что из нее берут для себя.

Нужна философия или нет – это конечно каждый решает для себя сам. Но решать-то надо из адекватного представления о предмете.

Моя цель: формулирование адекватного представления о философии.

Три врага на нашем пути к адекватному представлению о философии.

  • Незнание – это самый слабый враг. Он побеждается сразу при малейшем пробуждении интереса.
  • Невежество – это самый тяжелый враг. Невежда – это незнающий, считающий, что он знает и потому не стремящийся к познанию. Броня невежества – это самомнение, а трещину в ней пробивает сомнение. Сомнение в том, что то, что я знаю, каково оно для меня, возможно, не таково на самом деле.
  • Заблуждение – это по силе средний враг. Его в силу обстоятельств или таланта не всегда можно победить индивидуально, но вполне возможно победить сообща.

Итак, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Это вопрос нашего интереса. А откуда возьмем ответ, где будем искать?

Варианта два:

  • Либо ответ о философии дает что-то внешнее ей.
  • Либо она его дает сама из себя самой, т.е. из самоопределения.

Внешнее мнение о философии можно разделить на: индивидуальное и общественное. А их в свою очередь разделить на: утилитарное, скептическое и догматическое.

Теперь подробнее о мнениях о философии:

  • Человека, который смотрит на философию как на предмет использования по своему личному усмотрению – назовем «прагматиком». Он вообще не озадачивается вопросом «что такое философия?». Она нужна прагматику для красного словца, для демонстрации своей эрудиции, образованности. Обычно прагматик рвет философские тексты на цитатки. Т.е. его подход совершенно внешний, формальный, он вообще проходит мимо содержания философии.
  • Человека, который видит, что все философские учения противоречат друг другу, что каждый философ сокрушает предшественников, который видит, что Истины нет – назовем «скептиком». Он понимает недостатки содержания каждого учения, понимает их различие друг от друга, но он не понимает формы единства всех философских учений. Он имеет дело с историей философий, но не с историей философии единой по форме и содержанию. Скептик застревает на отрицательной форме отношения к содержанию философии.
  • Еще один персонаж – это «догматик». Из всего множества философских учений ему по вкусу оказалась какое-то одно, а все иные отвергаются. Истина есть в форме одного учения, в других формах истины – нет. Догматик имеет дело с одной философией, но не с историей философии.

Это индивидуальные мнения о философии. Эти же три вида отношений к философии выражены и в общественном мнении.

  • Прагматический подход реализуется в политике. Что подходит с точки зрения идеологии берут, что не подходит – не берут или запрещают.
  • Скептический подход реализуется в науках. Не видя собственного предмета у философии, отношение либо сыновье почтительное: философия – это прародительница, либо пренебрежительное, что философия – это фикция.
  • Третий подход, догматический, реализуется в религии. Философское содержание либо «от лукавого», либо тождественно с теологией.

Ни одна из этих точек зрения с философией по существу дела не имеет, а только с тем, чем им философия кажется. Они не знают собственного предмета у философии, а приписывают ей что-то по своему усмотрению.

Ничего из рассмотренных способов не годится нам для определения, что такое философия. Ни в одном из перечисленных способов – нет необходимости в определении, а есть произвол частного предпочтения.

Где взять ответ, что такое философия? Остался второй вариант: из неё самой. Т.е. надо найти, где философия самоопределяется.

В учебниках, словарях или энциклопедиях мы можем почерпнуть множество точек зрения, что философия – это: наука о наиболее общих законах, обобщение данных всех наук, методология, мировоззренческая функция или вообще уходят в этимологию слова.

Нет единства в определении.

На какой критерий надо положиться, чтобы понять? Может критерий в оценке словарных статей о философии можно взять из самих философских учений? Да, Но, опять проблема! А какое произведение надо считать философским? Ведь чтобы выбрать учение из всего множества культурного достояния человечества, нам УЖЕ надо знать критерий! Если мы выбираем КАКИЕ-ТО произведения как философские, то опять не годится полагаться на: личное предпочтение или абстрактный авторитет «общепризнано».

Получается, мы хотим узнать, что такое философия из философских учений. Но сделать выборку философских учений мы можем только уже зная, что такое философия. Тупик.

Получается, что внешний критерий нам не годится, а внутренний мы пока не можем найти. Поэтому нам нужен критерий не внешний и не внутренний или внешний и внутренний в единстве. Т.е. мы не можем положиться на какое-либо явление философии, и не можем положиться на абстрактную концепцию о философии — нам нужен сущностный критерий.

Есть ли объективный критерий, какой источник нам выбрать, чтобы в нем нам рассказали о философии объективно, а не на свой вкус?

Критерии источника есть:

  • в нем понятие философии должно выводиться, а не полагаться как данность. Причем выводиться в необходимой связи из нефилософии.
  • Философские учения выступившие в ходе истории философии должны излагаться как единое целое. Должна быть преодолена ограниченность всех особенных философских учений о едином предмете философии.

Лекции академического курса доктора философских наук Андрея Николаевича Муравьева по истории философии и основываются на таком источнике.

По учебной программе Муравьева А.Н. построен дистанционный курс по истории философии,

ведет процесс Климентьев В.Е.

Все, что мы понимаем и еще стараемся понять в философии - получило свой импульс от Линькова Евгения Семеновича.