214. О хороших отношениях с городом

В тот день экскурсия у меня была как раз про дворы Будапешта. Туристы, молодая дама и её мама, поселились чуть в стороне от обычных маршрутов. Там я не каждый двор знаю. Куда можно проникнуть, куда – нет… В доме на проспекте Андраши мне дверь открывает посольство Эквадора, за улицей Ваци – девушки из тайского массажа. А тут?

Этот дом стоял на перекрёстке, шаг в сторону. Двери открыты.

Потом стало понятно, что где-то наверху в квартире ремонт. Грузчики деревяшки тяжёлые заносили, дверь держали открытой, входящим говорили «Целую ручки».

И дом, и двор оказались – шик.

Именно так. Не элегантность, не роскошь, не уют, не красота. Шик.

Всё чуть-чуть больше, чуть-чуть ярче, чем стоило бы.

Даже окна шире, чем обычно, а это уже вопрос не декорации, а конструкции.

В подворотне (архитекторы вздыхают и подтверждают: да, это часть знания правильно называется «подворотня») на стенах столько цветов и гирлянд, что думаешь, во-первых, о тортиках (хотя здешние торты давно такой бутафорией не украшают), а во-вторых – о труде уборщиц. Нет, в самом деле, пыль-то как прикажете с этой красоты сметать?
Каждый раз леса возводить? Немного там пыли, не больше, чем в квартире; но всё же? Да и сладкого столько не надо…
Мысли об уборке переплетаются с эмоциями насчёт тортиков, грузчики несут что-то железное, солнце бьёт из-за стеклянной двери и мешает фотографировать.

Внутри – тоже «всего и побольше».

Оборки, кружева, брошки и бусы.

Ещё немного – и дом окончательно превратится в тортик, в «дорого-богато». Но что-то удерживает.
Удерживает структура двора. Это всё тот же дом с внутренним двором и балконами-галереями. Следовательно, не просто дом со многими квартирами, но дом, живущий сообществом. У него есть внутренние правила. Бельё во дворе не развешивать – это само собой. Не шуметь. Не захламлять галереи. Вообще как-то соблюдать приличия. Оглядываться на общество. Сдерживать свои порывы, если надо.

Вот, пожалуйста. Цветы на галереи развести – дело хорошее, сообществом одобряемое. Но – в меру. И не пальмы какие-нибудь, а классическую будапештскую красную герань.
Как будто архитектор размахнулся: «Эх, сейчас как всё тут украшу!» А дух дома в ответ этак сдержанно: «Благодарю вас». Или, если пользоваться австро-венгерской мифологией: «
Всё очень красиво, всё очень хорошо, я всем доволен», как говаривал император и король Франц Иосиф.

То есть сделано пышно-богато, но так, что все понимают:  ещё полшага и будет слишком.

Слишком хорошо – тоже нехорошо. Если каждый день есть тортики, приходится выбирать не самые сладкие. И не вмешиваться! Это полочка из ИКЕИ от лишней вазочки выигрывает, а тут уже ничего лишнего добавлять нельзя! И не добавляют. Сто лет уже, как не добавляют.

Снаружи дом тоже ничего себе, щёголь.
Как потом выяснилось, у него два подъезда, одинаково спроектированных, украшенных и сохранённых.
Мы с туристами успели заглянуть: через полчаса после того, как я прошла и пофотографировала, двери всё так же были открыты.
Уж красоваться, так красоваться – видимо, решил дом. Что сказать, ему удалось произвести впечатление.

Balzac utca 39

213

214. О хороших отношениях с городом

Увидеть своими глазами: http://gidvbudapeste.hu/

http://anna-bpguide.livejournal.com/

https://zen.yandex.ru/Будапешт_Коллекция двориков

https://www.facebook.com/anna.chaykovskaya1 https://knife.media/budapest-guide/